Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века

В разделе материалов: 365
Показано материалов: 41-50
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 ... 36 37 »

Проблематика поэмы «Анна Снегина», анализ которой мы проведем, неразрывно связана со смысловым объемом, который несет в себе лирика Есенина. Один из центральных аспектов проблематики его поэзии в целом определяется решением вопроса о соотношении частного времени личности и исторического времени национальной жизни. Обладает ли человек определенным суверенитетом в отношении к истории, может ли противопоставить разрушительному и тлетворному влиянию исторического процесса (если он именно так его воспринимает) свое право остаться частным человеком, отвергнув посягательства исторического времени на его личную жизнь и судьбу?


В основе стихотворения «Прозаседавшиеся», анализ которого мы проведем, лежит развернутая реализованная речевая метафора. Она и стала сюжетообразующей в этом стихотворении, которое в композиционном плане распадается на две части. В первой части — экспозиция, когда лирический герой в поисках некого «товарища Иван Ваныча»,


Владимир Владимирович Маяковский так начал автобиографическое повествование «Я сам»: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Его поэтическое слово всегда было ориентировано на творческий эксперимент, на новаторство, на устремленность к будущему миру и будущему искусству. Он всегда хотел быть услышанным, поэтому приходилось сильно форсировать голос, как бы кричать во всю глотку; в этом смысле название незавершенной поэмы «Во весь голос» может характеризовать все творчество Маяковского.


Е. Эткинд выдвигает гипотезу о том, что главы-эпизоды поэмы оказываются попарно симметричными: первая глава имеет смысловое и образно-тематическое соответствие с двенадцатой, вторая — с одиннадцатой, третья — с десятой и т.д. Давайте разберемся, какова композиция поэмы Блока «Двенадцать».


Поэма Блока «Двенадцать», жанр которой мы рассмотрим, очень сложна по своей художественной архитектонике. Она полифонична, многоголоса, в ней нет традиционного для поэмы образа лирического героя, прямо выраженного авторского «я». Редуцирован и сюжет, характерный для поэмного жанра, его роль в создании композиционного единства произведения явно понижена. Единство композиции формируется иными художественными средствами: рифмовкой широких образов-символов, переходом от полифонии и ритмической несобранности первых глав, призванных воспроизвести хаос как общее состояние мира, пережившего революцию, к ритмической стройности и «державности» последней главы.


Тема поэта и поэзии — традиционная для русской лирики. Она включает в себя вопрос о назначении искусства, о задачах поэтического творчества, о миссии поэта, о его избранности и одиночестве, о миссии пророка и о том, чем приходится платить за избранничество. Тема поэта и поэзии в творчестве Блока трактуется не в традиционном ключе. Особенно ярко это видно в лирике третьего тома, где с образом художника в поэзию привносится тема трагического одиночества и непонятости.


Обращение к событиям Куликовской битвы в цикле «На поле Куликовом» обусловлено историософской концепцией Блока. В 1912 году в примечаниях к третьему тому он писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».


Что включает в себя понятие «лирический герой»? Можно ли говорить о том, что лирический герой — это и есть сам поэт, автор стихотворения или поэтического цикла? Почему нельзя отождествлять лирического героя и поэта? Нельзя в первую очередь потому, что лирический герой — это литературный герой, образ, запечатленный в художественном произведении; поэт, его творец, — живущий или некогда живший реальный человек, а не литературный персонаж.


В центре первого тома лирики Блока — большой цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (весна 1901-го — осень 1902-го). Женский образ, созданный в первом томе, видоизменяясь и варьируясь, прошел через всю лирику поэта. Своего рода композиционным центром второго тома становится стихотворение 1906 года «Незнакомка» (Блок), анализ которого мы проведем.


Максим Горький — человек великой тайны, которую он мучительно и самозабвенно открывал в самом себе через своих героев. Эта тайна — смысл человеческой жизни.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 ... 351-360 361-365