Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Пастернак Б.Л.

Анализ стихотворения "Во всем мне хочется дойти..." Пастернака

  • Статья
  • Еще по теме

Предполагая, что новизной художественной формы роман «Доктор Живаго» окажется непривычным для читателей, Пастернак в данном стихотворении прибегает к автокомментарию, но, как это обычно с ним случается, выходит далеко за рамки поставленной задачи и парит «поверх барьеров».

Главная мысль — в утверждении необходимости и обязательности проникновения в суть вещей, отказа от остановки на уровне видимости. Она будет продолжена в следующем по порядку произведении («Быть знаменитым...») при разговоре о жизненном поведении и судьбе художника. Здесь же в образной структуре ее воплощают «разрастающиеся» дополнения: «до сущности... до причины, до основания, до корней, до сердцевины». Вообще нагромождение, разветвление, «цепная реакция» существительных и глаголов в тексте наилучшим способом иллюстрирует снимание слоя за слоем покрова видимости с окружающей реальности. Не случайно в третьей строфе присутствует метафора нити, которую (нить) все время пытается «схватить» искусство: ткань покрова расползается, обнажая («свершая открытье») сущность бытия. Сущность эта, по Пастернаку, — страсть. Но не страсть — антагонист любви в своей жажде властвовать, как это было в ахматовской «Небывалой осени...», а страсть как духовное напряжение («провода под током» из соседнего стихотворения), как концентрация всех сил человека и мира вокруг него. Наилучшая форма, какую могла бы пожелать для себя страсть, — стихи, поэзия, шире — искусство вообще и музыка в частности (недаром в предпоследней строфе возникает обожаемый Пастернаком Шопен). Для стихов же совершенный аналог — природа, об этом написаны многочисленные эссе («Охранная грамота», «Шопен» и другие), а здесь — она «толпится» вокруг поэта, впитывающего, как губка, «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты». Подобно Мандельштаму, для которого музыка состояла из «музы» и «муки», для автора данных стихов искусство — «игра и мука», а процесс их создания — «натянутая тетива тугого лука».

Начав с поисков сути бытия, настоящий художник неминуемо придет к поэзии — этого касается и рассмотренное стихотворение, и роман «Доктор Живаго», и все мировое искусство, «вечно творящее жизнь» и само являющееся жизнью...

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1047