Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века » Солженицын А.И.

В категории материалов: 13
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

1. Характеристика творчества А.И. Солженицына

2. Первые публикации

3. "В круге первом"

4. "Архипелаг ГУЛАГ"


Рассказ «Матрёнин двор» был написан в 1959 году, но напечатан в журнале «Новый мир» в январском номере за 1963 год. Авторское название рассказа «Не стоит село без праведника» было изменено по настоянию редакции журнала. Точно так же Твардовский до этого заменил первоначальное название рассказа «Щ-854. Один день одного зэка» на «Один день Ивана Денисовича». Эти два рассказа, «Один день Ивана Денисовича» (напечатан в «Новом мире» в 1962 году) и «Матрёнин двор» (1963), принесли Солженицыну мировую известность.


«Школа несчастья есть самая лучшая школа», — сказал Белинский. Верно ли это? Действительно ли несчастье способно научить человека чему-то? Как известно, знание есть великое благо и великое счастье, дающееся не каждому. Белинский же утверждал, что несчастье способно приблизить человека к тому, к чему он стремится всю свою жизнь — к истине, к глубокому пониманию бытия, к духовному общению.


Авторское название рассказа – "Не стоит село без праведника", однако главный редактор "Нового мира", где в 1963-м году (№1) было напечатано произведение, А. Твардовский настоял на названии "Матренин двор", которое с точки зрения выражения авторской позиции несравненно слабее, поскольку для Солженицына главным было утверждение невозможности существования жизни, лишенной нравственного начала, олицетворением которого в народе и являлась для него главная героиня рассказа. 


Долгая жизнь Александра Солженицына (1918-2008), его самозабвенное служение русской литературе, огромный талант и редкостное трудолюбие, последовательное отстаивание им гуманистических идеалов и горячая любовь к России и ее народу сделали творчество этого писателя одним из наиболее самобытных, крупных и заметных явлений русской и мировой литератур второй половины XX века


Повествование ведется от первого лица: учитель Игнатич приехал на работу. Оказавшись на станции "Торфопродукт", он никак не может понять смысл названия. Рассказчик подробно описывает станцию, воспроизводя все надписи и объявления. Так воссоздается атмосфера жизни, облик времени, в которое вписана судьба Матрены и ее постояльца.


«Здесь, ребята, закон — тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто куму ходит стучать» — таковы три основополагающих закона зоны, поведанных Шухову «старым лагерным волком» бригадиром Кузьминым и с тех пор неукоснительно соблюдавшихся Иваном Денисовичем. «Лизать миски» означало долизывать в столовой за зеками уже пустые тарелки, то есть утратить человеческое достоинство, потерять свое лицо, превратиться в «доходягу», а главное — выпасть из достаточно строгой лагерной иерархии.


Появление в ноябрьском номере «Нового мира» за 1962 год рассказа тогда еще никому не известного писателя Александра Солженицына произвело эффект разорвавшейся бомбы. Публикации предшествовала долгая история создания и пути произведения к широкому читателю. Задуманный автором еще зимой 1950/51 года на работах в Экибастузском особом лагере, рассказ в целом сложился лишь к 1959 году и имел первоначальное название «Щ-854 (Один день одного зека)». 


В связи с публикацией повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» в 1962 году имя А. И.Солженицына стало известным всей стране. Впервые в советской литературе в мельчайших подробностях был описан быт политзаключенного. В читательской среде повесть Солженицына была воспринята неоднозначно: одни благодарили писателя за правду, другие были возмущены «клеветой».


В рассказе "Матренин двор", анализ которого мы проведем, в центре – тип праведницы, раз и навсегда объявленный вне закона в литературе соцреализма. История жизни и смерти Матрены Васильевны Григорьевой вновь вписывается здесь в историю страны.


1-10 11-13