Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века » Солженицын А.И.

В категории материалов: 10
Показано материалов: 1-10
Страницы:

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Авторское название рассказа – "Не стоит село без праведника", однако главный редактор "Нового мира", где в 1963-м году (№1) было напечатано произведение, А. Твардовский настоял на названии "Матренин двор", которое с точки зрения выражения авторской позиции несравненно слабее, поскольку для Солженицына главным было утверждение невозможности существования жизни, лишенной нравственного начала, олицетворением которого в народе и являлась для него главная героиня рассказа. 


Долгая жизнь Александра Солженицына (1918-2008), его самозабвенное служение русской литературе, огромный талант и редкостное трудолюбие, последовательное отстаивание им гуманистических идеалов и горячая любовь к России и ее народу сделали творчество этого писателя одним из наиболее самобытных, крупных и заметных явлений русской и мировой литератур второй половины XX века


Повествование ведется от первого лица: учитель Игнатич приехал на работу. Оказавшись на станции "Торфопродукт", он никак не может понять смысл названия. Рассказчик подробно описывает станцию, воспроизводя все надписи и объявления. Так воссоздается атмосфера жизни, облик времени, в которое вписана судьба Матрены и ее постояльца.


«Здесь, ребята, закон — тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто куму ходит стучать» — таковы три основополагающих закона зоны, поведанных Шухову «старым лагерным волком» бригадиром Кузьминым и с тех пор неукоснительно соблюдавшихся Иваном Денисовичем. «Лизать миски» означало долизывать в столовой за зеками уже пустые тарелки, то есть утратить человеческое достоинство, потерять свое лицо, превратиться в «доходягу», а главное — выпасть из достаточно строгой лагерной иерархии.


Появление в ноябрьском номере «Нового мира» за 1962 год рассказа тогда еще никому не известного писателя Александра Солженицына произвело эффект разорвавшейся бомбы. Публикации предшествовала долгая история создания и пути произведения к широкому читателю. Задуманный автором еще зимой 1950/51 года на работах в Экибастузском особом лагере, рассказ в целом сложился лишь к 1959 году и имел первоначальное название «Щ-854 (Один день одного зека)». 


В связи с публикацией повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» в 1962 году имя А. И.Солженицына стало известным всей стране. Впервые в советской литературе в мельчайших подробностях был описан быт политзаключенного. В читательской среде повесть Солженицына была воспринята неоднозначно: одни благодарили писателя за правду, другие были возмущены «клеветой».


В рассказе "Матренин двор", анализ которого мы проведем, в центре – тип праведницы, раз и навсегда объявленный вне закона в литературе соцреализма. История жизни и смерти Матрены Васильевны Григорьевой вновь вписывается здесь в историю страны.


дин день Ивана Денисовича" (1962) и "Матренин двор" (1964) – два рассказа, прочно вошедшие в школьную программу и по сей день являющиеся визитной карточкой Солженицына. Именно они сформировали читательскую аудиторию писателя и породили в обществе мощную волну свободо- и народомыслия.


Вернувшись на родину, Солженицын написал восемь "двучастных" рассказов: "Эго", "На краях", "Молодняк", "Настенька", "Абрикосовое варенье", "Все равно", "На изломах", "Желябугские выселки" (1995-1999). Их сюжеты построены на противопоставлении двух частей.


Жанр своей десятитомной эпопеи о Февральской революции "Красное колесо" (1937, 1969-2000) писатель определил как "повествование в отмеренных сроках". Первоначальный замысел был рассчитан на 20 Узлов (томов) и должен был охватывать период с 1914 (Самсоновская катастрофа) по 1922 год, когда все последствия революции стали уже неотвратимы.