Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 712
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 71 72 »

В пушкинском художественном мире история и современность постоянно соприкасаются и взаимодействуют. Одно из важнейших мест занимает в нем тема Петра I - в таких произведениях, как стихотворение «Стансы» (1826), незаконченный роман в прозе «Арап Петра Великого» (1827), поэма «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833), незаконченная «История Петра», стихотворение «Пир Петра Первого» (1836). Одну из вершин не только в воплощении петровской темы, но и всего творчества Пушкина представляет «Медный всадник».


Споров о сущности и динамике образа Татьяны Лариной не меньше, чем об Онегине. На вопрос: переживает ли Татьяна внутреннее, нравственно-духовное преобразование, одни отвечали положительно, другие - отрицательно. Однако суть жизненного пути Татьяны не укладывается в однозначные ответы. Белинский, говоря о Татьяне, признавал в ней задатки «натуры гениальной», «созданной как будто из одного цельного куска». И тем не менее в период первой встречи с Онегиным он определял ее как «нравственного эмбриона», которому еще предстояло развиться в личность.


Центральным произведением Пушкина явился роман «Евгений Онегин», писавшийся поэтом необычно для него долго - с 1823 по 1831 год. Это первый реалистический роман в стихах в русской и мировой литературе. Немного найдется в нашей отечественной литературе произведений, которые на протяжении более полутора веков вызывали бы такое количество толкований и споров, не умолкающих до наших дней.


В «маленьких трагедиях» Пушкин сталкивает взаимоисключающие и вместе с тем неразрывно связанные точки зрения и правды своих героев в своеобразном полифоническом контрапункте. Это сопряжение противоположных жизненных начал проявляется не только в образно-смысловой структуре трагедий, но и в их поэтике. Это наглядно проявляется уже в названии первой трагедии - «Скупой рыцарь».


Термин «лишний человек» знаком, пожалуй, каждому. Но откуда появился он в русской литературе? И что стоит за этим определением, по какому признаку того или иного литературного героя можно отнести к разряду «лишних» людей?


В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», казалось бы, нет ярко выраженного конфликта. Между героями не происходит открытых ссор и столкновений. И всё же за их обычными репликами чувствуется наличие скрытого (внутреннего) противостояния.


Будучи проверенной жизнью, теория Раскольникова рассыпалась как карточный домик — по Достоевскому это означает, что она не отвечала нравственным принципам человеческого общества. По мнению писателя, любая теория жизни рано или поздно станет несостоятельной, поскольку сама жизнь в конечном итоге всегда будет более полной, справедливой и основательной, чем всякая сколь угодно хитрая теория, придуманная человеком. Жизнь отвергает и жестокую идею главного героя.


Город Санкт-Петербург с самого своего основания прочно занял позиции в произведениях русских писателей как место действия, а порой и в качестве главного героя. К его образу обращались А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, поэты Серебряного века — А. Блок, О. Мандельштам, А. Ахматова. Замечательные образы Петербурга многих эпох — от Петра I до начала XX века — запечатлел в своем творчестве А.Н. Толстой. Не ушёл от этой темы и Ф.М. Достоевский: в романе «Преступление и наказание» этот город предстаёт свидетелем или даже участником разыгравшейся в его недрах жизненной трагедии.


Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель». Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.


Каждый человек с наступлением ночи неотвратимо погружается во власть снов и сновидений. Сны — это неотъемлемая часть нашего существования, голос нашего собственного «я», которое в неведомый ночной час пытается объяснить то, что мы видим, чувствуем, переживаем наяву. В литературных произведениях сны героев часто предвосхищают наступление переломных моментов в течении событий.


1-10 11-20 21-30 ... 701-710 711-712