Сочинение: Русские женщины (по произведениям Некрасова)
В творчестве великого русского поэта Н. А. Некрасова отразился целый этап жизни России, связанный с разрушением патриархально-крепостнического уклада. Процесс ломки проходил болезненно, старые язвы гноились и кровоточили, новое с трудом пробивало себе дорогу. Некрасовская лира звучала сообразно его взглядам революционно настроенного демократа, но было в ней то, что выделяло его голос среди других. Это была горячая сыновняя любовь к матери-родине, ее тяготам и страданиям. Чувство было искренним и неподдельным и шло из детства поэта, от любви к матери. Он всегда вспоминал о ней с нежностью и благодарностью, отмечая ее громадное влияние на всю свою жизнь. К образу матери поэт обращается во многих произведениях, таких как «Родина», «Рыцарь на час», не только печалясь о ней, но и делая ее высшим судьей над собой и творчеством, способным в трудную минуту поддержать и спасти: От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! Любовь к матери, ее несчастная жизнь («навеки отдана угрюмому невежде») сделали Некрасова особенно чутким к судьбе русской женщины. Уже первые его стихи — «В дороге», «Тройка» — рассказы о судьбах женщин, сходных по своей сути: От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть. Жизнь после замужества делает их похожими даже внешне: в лице, полном движения раньше, появляется бессмысленный, вечный испуг и выражение покорности и терпения. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» Некрасов так и называет женщину: «всевыносящего русского племени многострадальная мать». И немудрено. Тяжелая работа в поле, страда, плачущий ребенок, которого не на кого оставить, — до себя ли здесь! Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать, — вот рефрен, которым можно завершать каждый женский портрет, нарисованный Некрасовым. Эту тему тяжелой женской доли продолжает поэма «Мороз, Красный нос»: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться. Но несмотря на это, Дарья — тип величавой, красивой славянки, которая «посмотрит — рублем подарит!» Она из тех, что Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Все спорится у нее в руках, все в ее власти: работа, дети, дом. Но со смертью кормильца меняется картина: как березе без вершины, так и хозяйке без мужа. Теперь ей до ночи пашню пахать, ночью козу клепать, а утром косить — работать с зари до зари, до осени тревожиться об урожае, а осенью — страда. И поэтому смерть в зимнем лесу — для Дарьи избавление от скорби, от непосильного труда. Очень близок к этому образу образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, крестьянки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Рассказанная самой героиней история жизни делает ее более правдивой и достоверной, а народные песни, вкрапленные в текст, усиливают впечатление. Росла Матрена Тимофеевна в семье, «как у Христа за пазухой», родные жалели ее, предчувствуя нелегкую жизнь в замужестве, в чужой семье. Так и случилось: Со свекром, со свекровушкой Любить-голубить некому, А есть кому журить! И хотя любил ее муж, а и он плеть в руки брал. Многие «обиды смертные» прошлись по ней: и кровь первенца, и порка. Не сломалась Матрена Тимофеевна, выдержала все, но счастья так и не увидала за работой и хлопотами, за каждодневным страхом за судьбу детей и мужа. Да и в чем оно, это счастье, есть ли оно? Жизнь женщины — вечное терпение, независимо от того, к какому сословию она принадлежит. Но терпение терпению — рознь. Поэма «Русские женщины» посвящена подвигу жен декабристов, отправившихся за мужьями в ссылку, в Сибирь. Княгини Трубецкая и Волконская оставили дома все: любящих родных, богатство, привилегии, чтобы разделить с мужьями их участь. Их не смогли остановить уговоры родных, угрозы и запугивания губернатора, дальняя дорога, суровый климат, тяготы жизни на каторге. Они свято исполнили свой долг и верили, что их мужья, обвиненные в государственной измене, не могут быть замешаны в бесчестном деле. Декабристки идут вслед за ними, веря в свое предназначение — «страданье осилить терпеньем». Здесь, на каторге, они узнали душу народа, умевшего эти страдания понять и разделить с ними. Женская, материнская любовь олицетворяет для Некрасова все самое несомненное и человечное. Это — высшее духовное, нравственное начало. Оно пронизывает всю поэзию Н.А. Некрасова. Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1645
| |