Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Лесков Н.С.

В категории материалов: 8
Показано материалов: 1-8
Страницы:

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Владыко — епископ, которому подполковник Свиньин рассказывает историю спасения утопающего часовым Постниковым. Владыко оправдывает наказание Постникова Свиньиным и лицемерно обнаруживает торжество высшей божественной справедливости, проявление провидения в отвратительной истории с Постниковым.


Рыжов Александр Афанасьевич (Однодум) — в юности почтальон, позднее — солигаличский квартальный, затем — исполняющий обязанности солигаличского городничего. Он обладает богатырской фигурой, соотносящейся с незаурядностью сильной, волевой натуры героя. Рыжов в рассказе «Однодум» — герой-праведник, по мнению горожан — еретик и чудак, неукоснительно следующий библейским заповедям.


Голован — орловский мещанин, молочник, бывший крепостной крестьянин, отданный в услужение герою кавказской войны генералу Ермолову и выкупившийся на волю при его содействии. Голован принадлежит к типу героя-праведника. Герой отличается богатырским телосложением, на его лице неизменно отражены веселость и доброта. Лицо его — простое, обыкновенное.


«Тупейный художник» (1883), анализ которого мы проведем, входит в круг самых известных и даже популярных произведений Лескова. Культурный читатель нередко знает сюжет рассказа с детства. Этот сюжет построен на предании и в предание же вошел. Лесков рассказал историю любви и гибели крепостной актрисы «бывшего орловского театра графа Каменского» и служившего в этом театре тупейного художника (то есть парикмахера и гримировщика; слово «тупей» на языке XVIII—XIX вв. означало прическу или, как пояснял «Толковый словарь» В. Даля, «взбитый хохол на голове»).


Название «Очарованный странник» настолько загадочно и многозначно, что по праву считается одним из высших художественных достижений писателя. Об этом вы можете судить сами по тому количеству вопросов, которое ставит это название перед внимательным и грамотным читателем.


В конце рассказа «Тупейный художник» проставлена дата «19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших». В основе сюжета произведения — история любви крепостной актрисы и крепостного парикмахера, т. е. тупейного художника, спасшего свою возлюбленную от судьбы наложницы. Почему же вдруг, спустя 20 лет после отмены крепостного права, когда уже русская литература стала забывать эту тему, Лесков вновь возвращается к ней?


Яркий и необыкновенно самобытный русский писатель Лесков, на первый взгляд, стоит вне литературной традиции — настолько непохож его стиль, особая сказовая манера на произведения его современников. Даже жанрово-композиционная структура его рассказов кажется чем-то совершенно необычным на фоне литературы той эпохи.


Судьба Лескова в литературе оказалась очень непростой. Творчество этого самобытного русского писателя, знатока народной жизни, отдавшего литературной работе 35 лет и оставившего богатое литературное наследство, надолго оказалось вычеркнуто из блестящего ряда русской классики XIX века.