Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

В категории материалов: 27
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Художественный контраст — основной принцип построения пьесы, который проявляется уже в экспозиции. Город с его глухими заборами — и природа, красота которой разлита всюду и видится свободной далью, простёршейся за Волгой. Единственный человек в городе, способный не только видеть эту красоту мироздания, но и дивиться ей вот уж полвека, — и горожане, для которых красота мира — «нешто», а поэтический мечтатель — чудак, «анти́к».


Летом 1859 года, исполняя замысел создать цикл пьес «Ночи на Волге», возникший во время «Литературной экспедиции» 1856—1857 годов, Островский вспоминает о двух своих волжских поездках, обращается и к дневниковым записям. Приволжские городки, дома с глухими заборами и воротами, лавочки под окнами, томительно-прекрасные вечера на высоком берегу, могучая река, заволжские дали, разлитая в воздухе любовь — и тёмные фигуры приземистых купцов и купчих, странные, «не от мира сего», мечтатели, зловещие старухи — многое оживает в памяти драматурга.


Литературная жизнь России всколыхнулась, когда вошли в неё первые пьесы Островского: сперва в чтении, затем в журнальных публикациях и, наконец, со сцены. Пожалуй, наибольшее по объёму и глубочайшее по оценкам критическое наследие, посвящённое его драматургии, оставили Ап.А. Григорьев, друг и почитатель творчества писателя, и Н.А. Добролюбов. Статья Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» о драме «Гроза» стала общеизвестной, хрестоматийной.


Кто же герои пьес Островского? Где и когда происходит их действие? Какими конфликтами это действие движется?


В Москве, на Театральной площади, у входа в Малый театр на невысоком гранитном пьедестале — бронзовая фигура грузного человека. Наклонив тяжёлую голову, так что окладистая борода лежит на меховом вороте длиннополой одежды, в раздумье смотрит он скорее в себя, чем на входящих в театр. Малый — это его театр, театр Островского.


Пьеса называется «Гроза», а не «Катерина Кабанова». Удушливая атмосфера вот-вот должна разрядиться освежающей грозой, и гроза становится в пьесе многозначным символом перемен. Именно от этой «грозы» бежит муж Катерины Тихон, хоть на несколько дней вырывающийся из Калинова. После его отъезда Катерина впервые получает (вместе с ключом от калитки в сад) возможность встретиться с давно приглянувшимся ей Борисом.


В 1846-1849 гг. Островский напряженно работает над созданием большой комедии, название которой менялось в ходе творческого процесса: «Несостоятельный должник» - «Банкрот» - «Свои люди - сочтемся!». Но толчком к интенсивной работе в драматическом роде был успех первого опыта - «Картины семейного счастья», прочитанной 14 февраля 1847 г. перед очень компетентными ценителями на квартире профессора Шевырева.


В условиях общественного подъема накануне реформ 60-х гг. Островский не мог не чувствовать потребности возвратиться к сатирическому и обличительному направлению комедии «Свои люди - сочтемся!». Симптомом такого возвращения стала небольшая пьеса «В чужом пиру похмелье». Убедительным доказательством возвращения Островского на путь критики и отрицания российских патриархальных нравов стала комедия «Доходное место».


В 1859 г. Островский создает драму «Гроза» - один из шедевров русской драматургии. В статье «Темное царство», написанной до появления «Грозы», Н. А. Добролюбов писал о героинях и героях Островского: «Это мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бессильным ропотом, робко замирающим при самом зарождении. Нет ни света, ни тепла, ни простора; гнилью и сыростью веет темная и тесная тюрьма.


В 1873 г. Островский закончил работу над одним из самых своеобразных своих произведений - весенней сказкой «Снегурочка». В этом произведении народно-поэтическая стихия и мир древней языческой культуры становятся почвой для глубоких философско-этических раздумий автора. Прозе и пошлости современной жизни Островский противопоставляет поэтический мир страны берендеев - воплощение общечеловеческой мечты о торжестве правды, красоты и справедливости.


1-10 11-20 21-27