Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Островский А.Н.

В категории материалов: 34
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Александр Николаевич Островский, великий русский драматург, считается основоположником русского национального театра. Литературное наследие Островского огромно: за 40 лет им написано около 50 пьес. Его мировоззрение было «стихийно-демократическим»: он сочувственно относился к угнетенным слоям общества и недоброжелательно - к привилегированным. Своим творчеством он не стремился «сокрушить устои», он всего лишь осуждал «пороки и недостатки» во имя торжества добра и правды. И это привлекало к нему зрителей всех сословий.


Вспомним строки народной песни на стихи А. Ф. Мерзлякова, открывающей пьесу:


При анализе образа Катерины Кабановой, безусловно, в центре внимания окажутся монологи героини, раскрывающие ее чувства, богатый и сложный душевный мир.


Какими средствами создается общенациональный масштаб изображения в пьесе «Гроза»? Можно отметить следующие особенности:


Первая комедия Островского, получившая признание, очень тесно связана с гоголевской традицией. В «Банкроте» драматург, следуя призыву Гоголя, вытащил на сцену «наших плутов, наших чудаков», чтобы казнить их смехом. Здесь, как и в «Ревизоре», нет ни одного положительного лица. Все герои в большей или меньшей степени мошенники. Но, вглядываясь в народную жизнь, Островский стремится найти в ней и светлые стороны. В следующих словах драматурга выражено его творческое кредо:


Для того чтобы уяснить роль А. Н. Островского как создателя русского национального театра, необходимо сначала познакомиться с обстоятельствами, в которых возникает драматургия Островского, узнать, каким был в то время русский театр и какие задачи стояли перед ним.


1. Периоды и характеристика творчества Островского А.Н.

2. Своеобразие творчества Островского А.Н.

3. Пьеса "Свои люди - сочтемся!"

4. Пьеса "Гроза"

5. Пьеса "Бесприданница"


Художественный контраст — основной принцип построения пьесы, который проявляется уже в экспозиции. Город с его глухими заборами — и природа, красота которой разлита всюду и видится свободной далью, простёршейся за Волгой. Единственный человек в городе, способный не только видеть эту красоту мироздания, но и дивиться ей вот уж полвека, — и горожане, для которых красота мира — «нешто», а поэтический мечтатель — чудак, «анти́к».


Летом 1859 года, исполняя замысел создать цикл пьес «Ночи на Волге», возникший во время «Литературной экспедиции» 1856—1857 годов, Островский вспоминает о двух своих волжских поездках, обращается и к дневниковым записям. Приволжские городки, дома с глухими заборами и воротами, лавочки под окнами, томительно-прекрасные вечера на высоком берегу, могучая река, заволжские дали, разлитая в воздухе любовь — и тёмные фигуры приземистых купцов и купчих, странные, «не от мира сего», мечтатели, зловещие старухи — многое оживает в памяти драматурга.


Литературная жизнь России всколыхнулась, когда вошли в неё первые пьесы Островского: сперва в чтении, затем в журнальных публикациях и, наконец, со сцены. Пожалуй, наибольшее по объёму и глубочайшее по оценкам критическое наследие, посвящённое его драматургии, оставили Ап.А. Григорьев, друг и почитатель творчества писателя, и Н.А. Добролюбов. Статья Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» о драме «Гроза» стала общеизвестной, хрестоматийной.


1-10 11-20 21-30 31-34