Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

В категории материалов: 59
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 5 6 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...» состоит из трёх строф, каждая из которых объединяется кольцевой рифмовкой, и поэтому три строфы ритмически автономны, проступая в тексте стихотворения, словно три слезы по погибшей молодости и утраченной надежде на любовь. Строфы показывают чувство лирического героя в трёх ракурсах: во-первых, что любит герой в той, кому адресовано лирическое обращение; во-вторых, какие чувства просыпаются в нём, когда он «долгим взором» глядит в её глаза; и наконец, стремление увидеть в ней черты утраченной прежней возлюбленной и мечты.


Стихотворение «И скучно и грустно» Лермонтова начинается с описания минутного состояния душевной подавленности («в минуту душевной невзгоды») и заканчивается обобщением, оценкой всей жизни: поэт называет её «пустой и глупой» шуткой. Между начальной строкой и итоговым обобщением — восемь строк, в каждой из которых названы ценности человеческой жизни: желания, любовь, прошлое и страсти.


Особое место в творчестве Лермонтова занимает философская лирика. Уже в юношеские годы он создаёт такие лирические шедевры, как «Ангел» (1831) и «Парус» (1832). «Ангел» повествует о появлении души на земле, тем самым открывая тему «лирической истории души», которая завершится в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» (1841) с гибелью поэта.


Зрелый период творчества Лермонтова — период создания главных шедевров его поэзии и прозы — начинается в 1837 году. В этом году происходят резкие перемены в жизни поэта: за стихи «Смерть поэта», написанные на гибель Пушкина, Лермонтов был арестован и отправлен в свою первую ссылку на Кавказ.


Русская культура, да и все мировое сообщество любителей поэзии, отметило в 2014 году двухсотлетие величайшего писателя 19 века М.Ю. Лермонтова. Строка стихотворения «Бородино» «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...» как нельзя лучше демонстрирует отношение наших современников к ее создателю.


Кавказ... Как много в этом слове! Волнующее ощущение свободы и опасности... Безграничность пространства и изолированность от всего мира... Именно таким предстает Кавказ на страницах произведений М.Ю. Лермонтова. Приехав сюда впервые, поэт всей душой раз и навсегда привязывается к пленительному, полному загадок миру Кавказа. Сколько произведений он посвятил этому краю!


Сюжет романа «Герой нашего времени» строится на основных темах, объединяющих всё произведение: темах родины, души человека, любви, общества, судьбы, истории, войны. В каждой из повестей романа эти темы так или иначе переплетаются.


Повесть «Фаталист» завершает роман, однако точка, которую автор ставит в конце неё, — мнимая, поскольку герой в финале романа опять оказывается в крепости, словно вновь начиная свой «романный» путь. Кольцевая композиция — намеренный приём, призванный замкнуть повествование в круг, сделать разговор о человеке бесконечным. Применяя этот приём, Лермонтов достигает эффекта представления героя, с одной стороны, как человека конкретного, с другой — как человека вечного, родового.


Повесть «Княжна Мери» следует за «Таманью», в ней рассказывается о событиях сорокадневного пребывания Печорина на целебных водах в Пятигорске и Кисловодске. Интересно, что если основные события в «Тамани» происходили ночью, то повесть «Княжна Мери» начинается в пять часов утра (кстати, в пять часов утра герой возвращается домой и в конце повести, не догнав свою возлюбленную — Веру).


«Тамань» — самая таинственная и поэтическая повесть романа. Идейное значение повести определяется не сразу, поскольку читателя захватывают загадочные события, завораживает атмосфера, в которой они происходят. Обращают на себя внимание и изобразительные средства, используемые в «Тамани»: автор не столько использует слова, сколько графически вычерчивает пейзаж, героев, действия. Удаётся Лермонтову и мастерское звуковое оформление текста: мы слышим шум волнующегося моря, странные интонации реплик девушки-ундины, одинокий плач слепого мальчика.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-59