Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Фет А.А.

В категории материалов: 30
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Фет – представитель «чистого искусства». Лирический герой поэта – личность утонченная и впечатлительная, восторженная, умеющая видеть красоту мира. Вместе с тем Фет – поэт трагического мировосприятия. Но он умел преображать мир, видеть в нем «свет незримый». Природа, любовь, творчество – основные темы лирики Фета.


А.А. Фет разрушает наши привычные представления о поэте как о слабом, непрактичном человеке. Он был сильный, умеющий добиваться поставленной цели человек. Это отмечал современник Фета литературный критик Н.Н. Страхов в письме к С.А. Толстой, жене Л.Н. Толстого: «…он всю жизнь боролся и достиг всего, чего хотел: завоевал себе имя, богатство, литературную знаменитость и место в высшем свете, даже при дворе».


Анализ новаторства поэзии Фета стоит начать с выявления особенностей его поэтического мироощущения. При сходстве поэзии Фета с романтической лирикой начала века (преобладание эмоциональной стихии нал рациональной, стремление выразить «невыразимое», устремлённость к идеалу и т. д.) есть принципиальное различие.


«Второй год я живу в крайне для меня интересном философском мире, и без него едва ли можно понять источник моих последних стихов», — писал Фет Л.Н. Толстому в 1879 году, имея в виду философию Шопенгауэра.


Основная тема ранних стихотворений Фета — наслаждение красотой. Чувства лирического героя легко определить по прямым признаниям: «Постой! здесь хорошо!.. », «Я люблю многое, близкое сердцу...», «Рад я дождю!..». Лирические сюжеты ранней лирики Фета фрагментарны, не конкретны, психологические ситуации очерчены беглыми штрихами.


Стихотворение «Учись у них — у дуба, у берёзы...» представляет собой философское поэтическое рассуждение и поучение, обращённое к читателю и, конечно, к себе. Фет прибегает к распространённому в поэзии приёму риторического обращения, и в сочетании с философским содержанием это стихотворение по духу оказывается очень близко поэтической манере Тютчева.


Стихотворение «Вечер», написанное в середине XIX века, стало одним из самых показательных для поэтической манеры Фета и для определения его роли в русской поэзии. Образность стихотворения восходит непосредственно к пейзажной лирике Жуковского, в которой так подробно описывался окружающий мир природы. У Фета наступающий вечер по-разному «извещает» о своём приходе: криком птицы над ясной рекой, звенящим голосом на лугу, волной отдалённого гула над рощей, костром на другом берегу.


Стихотворение «На заре ты её не буди...» часто воспринимается не столько как поэтический текст, сколько как песенное музыкальное произведение, потому что его строки словно текут и переливаются друг в друга. Эта особенность стихотворения была сразу замечена композиторами, и вскоре Алексеем Егоровичем Варламовым был написан романс на текст произведения. Что же делает это стихотворение таким выразительным и мелодичным?


Афанасий Афанасьевич Фет как поэт сформировался уже в послепушкинскую пору. В его поэзии обнаруживается влияние предшественников и современников, прежде всего Жуковского, Пушкина и Тютчева.


А.А. Фет — тончайший мастер стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, присутствует не одно лишь любование. Как и в поэзии Тютчева, живая и одухотворённая природа выступает в стихах Фета вторым (и полноправным!) лирическим героем. Однако, если Тютчеву близок космический масштаб восприятия (отсутствие конкретных деталей в изображении мира), то Фет, напротив, искусно использует приём детального живописания:


1-10 11-20 21-30