Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Фет А.А.

В категории материалов: 27
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

«Второй год я живу в крайне для меня интересном философском мире, и без него едва ли можно понять источник моих последних стихов», — писал Фет Л.Н. Толстому в 1879 году, имея в виду философию Шопенгауэра.


Основная тема ранних стихотворений Фета — наслаждение красотой. Чувства лирического героя легко определить по прямым признаниям: «Постой! здесь хорошо!.. », «Я люблю многое, близкое сердцу...», «Рад я дождю!..». Лирические сюжеты ранней лирики Фета фрагментарны, не конкретны, психологические ситуации очерчены беглыми штрихами.


Стихотворение «Учись у них — у дуба, у берёзы...» представляет собой философское поэтическое рассуждение и поучение, обращённое к читателю и, конечно, к себе. Фет прибегает к распространённому в поэзии приёму риторического обращения, и в сочетании с философским содержанием это стихотворение по духу оказывается очень близко поэтической манере Тютчева.


Стихотворение «Вечер», написанное в середине XIX века, стало одним из самых показательных для поэтической манеры Фета и для определения его роли в русской поэзии. Образность стихотворения восходит непосредственно к пейзажной лирике Жуковского, в которой так подробно описывался окружающий мир природы. У Фета наступающий вечер по-разному «извещает» о своём приходе: криком птицы над ясной рекой, звенящим голосом на лугу, волной отдалённого гула над рощей, костром на другом берегу.


Стихотворение «На заре ты её не буди...» часто воспринимается не столько как поэтический текст, сколько как песенное музыкальное произведение, потому что его строки словно текут и переливаются друг в друга. Эта особенность стихотворения была сразу замечена композиторами, и вскоре Алексеем Егоровичем Варламовым был написан романс на текст произведения. Что же делает это стихотворение таким выразительным и мелодичным?


Афанасий Афанасьевич Фет как поэт сформировался уже в послепушкинскую пору. В его поэзии обнаруживается влияние предшественников и современников, прежде всего Жуковского, Пушкина и Тютчева.


А.А. Фет — тончайший мастер стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, присутствует не одно лишь любование. Как и в поэзии Тютчева, живая и одухотворённая природа выступает в стихах Фета вторым (и полноправным!) лирическим героем. Однако, если Тютчеву близок космический масштаб восприятия (отсутствие конкретных деталей в изображении мира), то Фет, напротив, искусно использует приём детального живописания:


А.А. Фета принято считать великолепным мастером пейзажа. В этом отношении его стихи могут легко соперничать с полотнами живописцев. В передаче тонов и полутонов, неуловимого перехода от света к тени ему, пожалуй, нет равных, что позволяет назвать его поэтом-импрессионистом. Такая особенность лирики Фета объясняется, на мой взгляд, тем, что в его стихах описание природы неотделимо от самых сокровенных — любовных и творческих — переживаний лирического героя, тесно сопряжено с ними.


Минуты общения с чистой, лёгкой и светлой лирикой А.А. Фета незабываемы. Его поэзия напоминает живопись художников-импрессионистов, которые сумели в своих картинах отобразить реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать неуловимые, казалось бы, впечатления, тончайшие оттенки настроения, психологические нюансы.


"Одним толчком согнать ладью живую…" (28 октября 1887) - философские размышления Фета о сущности поэтического творчества и роли в обществе поэта и поэзии, в которых автор отстаивает эстетику "чистого искусства", однако делает это не прямолинейно, а с помощью сложной системы образов, рисующих поэтическое творчество как особого рода озарение.


1-10 11-20 21-27