Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Фет А.А.

В категории материалов: 8
Показано материалов: 1-8
Страницы:

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

А. А. Фет нередко объединяет свои излюбленные темы и создаёт их органическое единство, в частности синтез мотивов созерцания природы и любовных переживаний. В ряду таких произведений выделяется стихотворение 1850 года под названием «Шепот, робкое дыханье...», анализ которого мы проведем.


Любовная лирика Фета занимает значительное место в его наследии. Поэт полагал, что любовь «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая мысль». К числу шедевров, посвященных этой теме, можно отнести стихотворения «Следить твои шаги, молиться и любить», «Какое счастие: и ночь, и мы одни...», «Когда мои мечты за гранью прошлых дней...», «Сонет».


Антологическое стихотворение «Венера Милосская», анализ которого нас интересует, А. Фет написал, вероятнее всего, в Париже (1856) под непосредственным впечатлением от хранящегося в Лувре античного шедевра. Давайте вместе, не торопясь, прочитаем это фетовское произведение.


Славу А. А. Фета в русской литературе составила его поэзия. Причем в читательском сознании он давно воспринимается как центральная фигура в области русской классической лирики. Центральная с хронологической точки зрения: между элегическими опытами романтиков начала XIX столетия и Серебряным веком (в знаменитых ежегодных обзорах русской литературы, которые печатал в начале 1840-х годов В. Г. Белинский, имя Фета стоит рядом с именем М. Ю. Лермонтова; итоговый же свой сборник «Вечерние огни» Фет издает в эпоху пред-символизма)


Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», анализ которого мы проведем, написано во второй период творчества Фета (1870-е годы), когда в настроении его лирического героя исчезает жизнеутверждающая тенденция из-за острого ощущения дисгармонии между идеальным представлением о красоте и влиянием земного «безумного» мира («О, не вверяйся ты шумному...», 1874— 1886).


Стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», анализ которого мы проведем, написано в первый период творчества Фета (1840—1850-е годы). Всего можно выделить три этапа, и восприятие природы в стихотворениях, созданных в каждый из них, проявляет различия в мироощущении. 


Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) 1870-х годов — это не только поэт, но и хозяйственник в смысле повседневного погружения в заботы, в собственные сельскохозяйственные дела и связанные с этими интересами размышления о пореформенных процессах в России (статьи «Из деревни», 1871; «По вопросу о личном найме», 1876; «Наши корни», 1882). Но поэт не утихал в нем ни на минуту. 


"Шепот, робкое дыханье" – самое знаменитое стихотворение Фета, его "визитная карточка". Может быть, оно не лучше и не хуже других стихотворений этого поэта. Но именно оно вызвало, как говорится, "широкий общественный резонанс". В то время, когда "прогрессивная общественность" требовала от искусства служения "передовым идеям", "страдающему народу", стихи Фета звучали как вызов именно своей аполитичностью.