Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Фет А.А.

Ранняя лирика Фета: темы, особенности

  • Статья
  • Еще по теме

Основная тема ранних стихотворений Фета — наслаждение красотой. Чувства лирического героя легко определить по прямым признаниям: «Постой! здесь хорошо!.. », «Я люблю многое, близкое сердцу...», «Рад я дождю!..». Лирические сюжеты ранней лирики Фета фрагментарны, не конкретны, психологические ситуации очерчены беглыми штрихами. Поэт словно останавливает одно из мелькающих мгновений: вечер, утро, встречу с любимой, вздох восхищения, сожаление об ушедшем. В изображении чувств поэта интересуют также оттенки, полутона, неясные, неопределённые эмоции. Фет не показывает читателю развитие лирического переживания, он только фиксирует разные его стадии, поэтому в фетовских стихах так много лексических повторов, да и композиция многих стихотворений построена по кольцевому принципу. Одна и та же ситуация в повторяющихся строках и строфах может быть окрашена различным настроением.

Рассмотрим стихотворение «Еще майская ночь» (1857). Фет описывает природу как отклик на внутреннее состояние человека. Вместо подробного пейзажа он даёт лишь несколько ярких деталей, тонко передающих настроение. Отсюда новаторское соединение в одном образе разноплановых явлений и ощущений. Так, строки «И в воздухе за песнью соловьиной / Разносится тревога и любовь» Л.Н. Толстой с восхищением назвал «лирической дерзостью», которая свойственна только великим поэтам.

Чувство поэта находит отклик в природе, она одушевлена, очеловечена: для лирики Фета характерен антропоморфизм. Продолжая традиции А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева, он приписывает предметам и явлениям человеческие свойства.

Эти ассоциации не всегда понятны неискушённому читателю: «благовонные речи», «душистая колыбель» розы, «овдовевшая лазурь», «серебряные сны». На первое место выступает тут эмоциональная окраска слова и только потом — его лексическое значение. Именно это отличает лирику Фета от творчества Гейне, чьё влияние на его раннюю поэзию несомненно, и именно это сближает её с творчеством Жуковского и Тютчева.

Чувства лирического героя в стихотворениях Фета часто противоречивы и передаются с помощью оксюморонов: «Так деве новобрачной / И радостен и чужд её убор», «И радостен для взгляда / Весь траурный наряд...»

Следует отметить явное влияние авторов античной поэзии на раннюю лирику Фета: если вы познакомитесь со стихотворениями, вошедшими в «Лирический Пантеон», то сами увидите обилие мифологических образов, устойчивых поэтизмов, отсылающих читателя к анакреонтике Державина или «лёгкой поэзии» Батюшкова.

Тема любви

Фет считал тему любви основной для своей поэзии, тогда как, к примеру, Тургенев находил любовную лирику Фета гораздо слабее пейзажной. Героиня стихотворений о любви — такой же неясный, размытый образ, как и лирический герой. За исключением отдельных намёков, как, например, на трагическую историю с Марией Лазич, читатель не найдёт в любовной лирике Фета никаких индивидуальных психологических характеристик героини. Возможно, это связано с тем, что поэта больше интересовало само переживание, нежели человек. Фет стремился к обобщению любого чувства, поэтому автобиографизм в его лирике — за редким исключением — отсутствует.

Кроме того, не всегда мы можем однозначно определить, что является темой того или иного стихотворения: природа или любовь. Например, в стихотворениях «Шёпот, робкое дыханье...», «Ещё майская ночь...» и других тема любви тесно связана с темой природы. С помощью образов природы показана полнота чувства, и это же чувство одушевляет природу, делая её воистину прекрасной.

Тема природы

Фет — один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В 7 классе вы ознакомились с его стихотворениями, в которых отражается русская природа. В ранних стихах уже чувствуется его любовь к природе, однако черты пейзажа неконкретны: это «белая равнина, полная луна», «блестящий снег», «сухой лист», который «валится», «волнистые облака», похожие на «сны почиющей природы». Начиная с 1853 года, когда Фет стал сотрудничать с «Современником» и подружился с Тургеневым, его пейзажи приобретают большую конкретность. Мы видим не только, как «серебряные змеи» ползут через сугробы, но и как ворон «против ветра крылами машет тяжело». В пейзажных стихотворениях начинает проявляться внимательный взгляд поэта, который подмечает, как цветёт красноватая верба весной, меркнет жаркая летняя степь, летят птицы над пёстрыми осенними лесами и зимний мороз раскрашивает окна. Пейзажи Фета — не просто времена года: зима, весна, лето, осень. Это переходное состояние природы, приметы которого угадываются в стихотворении. Природа у Фета — объект эстетического любования, поэтому её он описывает с помощью узкого круга эпитетов, постоянных для Фета: «волшебный», «нежный», «душистый», «чудный», «сладостный» и т. д.

Исследователи фетовской лирики отмечают такую черту пейзажных стихотворений Фета, как импрессионистичность. Его лирика подобна картинам художников-импрессионистов: с помощью отдельных деталей, как мазков краски, создается общее настроение, лирическое переживание. Если рассматривать эти образы по отдельности, настроение будет потеряно: они производят впечатление, только взаимодействуя друг с другом.

Музыкальность ранней лирики Фета

С музыкальностью, пластичностью стиха вы встречались, когда изучали лирику Жуковского и Батюшкова, читали стихи Пушкина, Лермонтова и Тютчева. Но только Фет придал ей исключительную утончённость.

Как будто с трепетом здесь каждого листа

Моя пробудится и затрепещет совесть,

И станут лепетать знакомые места

Давно забытую, оплаканную повесть...

«В саду», 1854

Глаголы «затрепещет», «лепетать» соотносятся с существительными «трепет», «лист» и эпитетом «оплаканная», не только создавая единый мелодический рисунок, но и дополняя, обогащая смысл каждого образа в строфе.

Особую ценность для Фета имеют звукопись, ритм, мелодика стиха, особенности композиции. Ни один поэт XIX века не достиг такого разнообразия строфических форм. Значительная часть употреблённых им строф встречается в его поэзии всего один раз, так что складывается впечатление уникальности каждой эмоции, каждой лирической ситуации, созданной в стихотворении.

Строфы Фета многострочны. Он использует наряду с двойными и тройные рифмы, варьирует длину строки, а значит — количество стоп в стихе. Более того, в одной строфе поэт смешивает стихотворные размеры: дактиль с амфибрахием и анапестом, что допускалось, а также ямб с амфибрахием, чего никто не делал до него. Таким образом, А.А. Фет расширял пределы русского классического стихосложения XIX века, предваряя блоковский дольник и акцентный стих поэзии XX века.

В стихотворениях Фета много вопросов и восклицаний, задающих определенную интонацию. Часто используется такой художественный прием, как анафора — единоначалие, что в сочетании со строками различной длины создаёт богатый мелодический рисунок и «подсказывает» нужную интонацию. Большую роль играют также лексические повторы и рефрены иногда с небольшими вариациями. Часто поэт использует композиционное кольцо, чтобы замкнуть стихотворение, как, например, в стихотворении «Фантазия»: первая строфа готовит к волшебству, последняя возвращает героев к действительности.

Подобные приемы придают лирическим произведениям черты романса: стихи Фета, положенные на музыку А.Е. Варламовым и А.Л. Гурилёвым, распевала, по словам Салтыкова-Щедрина, вся Россия. Ярким примером служит стихотворение« На заре ты её не буди...» (1842). Наряду с использованием традиционно мелодичных жанров романса и элегии Фет создаёт также новый поэтический жанр, который определяет как «мелодии», ещё более сближая лирику с музыкой.

Источник (в сокращении): Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6219