Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Фет А.А.

Любовная лирика Фета: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Любовная лирика Фета занимает значительное место в его наследии. Поэт полагал, что любовь «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая мысль». К числу шедевров, посвященных этой теме, можно отнести стихотворения «Следить твои шаги, молиться и любить», «Какое счастие: и ночь, и мы одни...», «Когда мои мечты за гранью прошлых дней...», «Сонет».

Самые разнообразные переживания и нюансы любовного чувства воспроизводит поэт. Это и любовное томление, радость встречи с подругой, восторженное любование женщиной, упоение её красотой. Это и возрождение лирического героя, счастье от взаимного понимания, ревность, горечь разлуки, осознание душевной близости, скорбь при воспоминании о любимой, раскаяние и самобичевание за проявленное отчуждение, страдание от безответности и прерванной связи. Фет передаёт изменение переживания, его обогащение, перелом в его развитии. При этом очень редко он набрасывает портрет любимой, но и лирическое «я» поэта носит весьма обобщенный характер. Жанры любовной лирики у Фета тоже очень разнообразны: то это любовная медитация, то исповедь, то лирическое послание, то песнь о любви, то элегия. Довольно часто выражение любовного чувства соединено с сопутствующим восприятием конкретного пейзажа, широкой картины природы, грандиозного мироздания. Есть у Фета строки любви, произнесенные от лица женщины («Неотразимый образ»).

Особое место в любовной лирике Фета занимает цикл стихотворений, связанных с Марией Лазич, горестным переживанием расставания с нею и последующей утраты. Это цикл исключительно драматических по своему характеру произведений: он обращен к умершей героине, и любовное чувство передается ретроспективно, как неутихающая боль и мучительное воспоминание. Этим они отличаются от некрасовских стихов о любви (панаевского цикла) и тютчевских (денисьевского цикла). К характерному кругу произведений относятся такие стихотворения, как «Старые письма», «Не избегай, я не молю...», «В тиши и мраке таинственной ночи...», «Ты страдала, я ещё страдаю...» и др. Этот цикл создавался на протяжении 36 лет жизни и напоминает трагический роман. Одной из особенностей его, как это отметил исследователь Б. Я. Бухштаб, является варьирование мотивов огня, лучей, опаленности, горения, что связано с тем несчастным случаем, в результате которого погибла возлюбленная поэта.

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. - СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4237