Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 18 века

В разделе материалов: 28
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 »

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» рассказана история крестьянской девушки, умеющей глубоко и самоотверженно любить. Почему именно такую героиню изобразил писатель в своём произведении? Это объясняется принадлежностью Карамзина к сентиментализму — популярному тогда в Европе литературному направлению.


Личность М.В. Ломоносова уникальна. Его по праву можно назвать человеком эпохи Возрождения, хотя жил он почти два века спустя. Верой в безграничные возможности человека, его волю и разум была проникнута вся многогранная и многообразная деятельность Ломоносова. Особое место в ней занимало литературное творчество.


"Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны" написана традиционной "одической строфой", которая предусматривает использование четырехстопного ямба и следующего способа рифмовки: абабввгддг. Такое построение строфы делает ее звучной, оно обеспечивает плавность и ритмичность звучания стихотворения, торжественную интонацию, присущую оде как жанру. Этому не способствуют и большое количество церковнославянизмов, обилие сложных синтаксических конструкций, обращение к мифологии и различного рода исторические и культурные ассоциации, утверждающие единство русской и мировой культур на протяжении их исторического развития.


Ученый-энциклопедист, реформатор русского стихосложения и один из крупнейших поэтов русской литературы XVIII века ("Петр Великий русской литературы" - по выражению В. Г. Белинского), талантливый художник, просветитель и общественный деятель, сумевший поднять российскую науку на небывало высокий уровень, - вот основные заслуги Михаила Васильевича Ломоносова перед Россией, и заслуги эти в высшей степени значительны, мало кто из его предшественников и последователей может похвалиться столь выдающимися достижениями, и это при том, что жизнь Ломоносова нельзя назвать долгой, он прожил немногим более полувека.


Популярность повести "Бедная Лиза", анализ которой мы проведем, была столь велика, что окрестности Симонова монастыря (именно там происходят описанные в произведении трагические события) стали местом своеобразного "паломничества", почитатели таланта Карамзина таким образом выражали свое отношение к судьбе полюбившейся им героини.


Современному читателю Карамзин, биографию и творчество которого мы рассмотрим, известен прежде всего как автор многотомной "Истории государства Российского", одного из самых известных исторических исследований о прошлом России, однако было время, когда повестями писателя зачитывались, его считали "властителем дум и душ" российских читателей конца - начала XIX веков. И в первую очередь это было связано с его повестями, в которых произошло обращение к человеку, в которых впервые в русской литературе именно душа человеческая оказалась в центре внимания автора и читателя.


Современники Фонвизина высоко ценили "Недоросля", он восхищал их не только своим удивительным языком, ясностью гражданской позиции автора, новаторством формы и содержания. По жанру это произведение - классицистическая комедия, в ней соблюдены присущие классицизму требования "трех единств" (места, времени, действия), герои разделяются на положительных и отрицательных, каждый из героев имеет свое амплуа ("резонер", "злодей" и т.д.), однако в нем же налицо и отступления от требований классицистической эстетки, и отступления серьёзные.


Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) жил в эпоху, когда в общественных отношениях господствовал просвещенный абсолютизм (в российском, разумеется, варианте), а в литературе -классицизм, расцвет которого в России пришелся на середину и вторую половину XIX века, как раз тогда, когда и была создана бессмертная комедия "Недоросль", прославившая имя своего автора в русской литературе.


Первая публикация стихотворения "Памятник" (1795) Державина вышла под названием "К Музе. Подражание Горацию". Автор тем самым указывал на латинского поэта как на своего рода источник собственного поэтического осмысления одной из вечных проблем литературы: что же остаётся в памяти потомков после того, как поэт или писатель уходят из жизни?


Жизненный путь одного из крупнейших русских поэтов (и не только XVIII века) Гавриила Романовича Державина (1743-1816), сына своего, "безумного и мудрого" времени, представляет собой картину захватывающего воображение превращения обыкновенного солдата в министра, одного из крупнейших и влиятельнейших сановников, превращения вполне заурядного по происхождению и образу мыслей человека в поэта, открывшего современникам красоту русского стиха и создавшего произведения, в которых "сердечная простота" органично соединялась с высоким гражданским звучанием и художественным совершенством.


1-10 11-20 21-28