Меню сайта
Главная » Статьи » Древнерусская литература

В разделе материалов: 61
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 6 7 »

Сейчас поистине невозможно вообразить духовную жизнь русского народа, развитие его литературы и искусства без памятника древнерусской литературы, которого в русской истории могло бы и не быть: ведь "Слово о полку Игореве" было найдено в общем-то случайно, могло статься так, что его список погиб бы вместе с другими книгами, вместе с которыми один только Бог знает, какие сокровища духовной жизни оказались навсегда вычеркнуты из жизни народной...


Это произведение древнерусской литературы занимает в ней особое место, исследователи признают, что "несколько особняком, как бы вне традиционной системы жанров, стоит один из интереснейших памятников литературы Киевской Руси - так называемое "Поучение Владимира Мономаха". Анализ произведения вы найдете в данной статье.


«Хождение за три моря» - путевые записки Афанасия Никитина. В основу «Хождения...» легли впечатления тверского купца, странствовавшего по Среднему Востоку и Индии (1466—1472 гг.). Еще в низовьях Волги товары «тверитина» были разграблены, однако он вынужден был продолжить путешествие. Через Персию и Индийский океан достиг Индии, где прожил около трех лет.


«Маргарит» — сборник проповедей Иоанна Златоуста. Этим красивым словом, вынесенным в заглавие (буквально «жемчужины»), в Византии, а позже и на Руси называли списки слов (гомилий, проповедей) великого антиохийского проповедника Иоанна, за красноречие прозванного Златоустом. Сборник не имел строгого содержания — в наиболее полных византийских рукописях число бесед достигает 80, в славянских списках их содержится не более 20.


«Легенда о граде Китеже» (варианты названий: «Сказание о граде Китеже», «Китежская легенда» и др.) — цикл русских легенд. Социально-утопические легенды этого цикла имеют книжно-фольклорное происхождение. В основе рукописной традиции «Легенды...» находится два источника: 1) «Книга, глаголемая летописец, написана в лето 6646 [1237] сентября в 5 день» (или: «Китежский летописец»), содержащая рассказ об основании Большого и Малого Китежей Георгием Всеволодовичем Суздальским и о гибели св. князя и городов в дни нашествия Батыя


«Голубиная книга» — древнерусский духовный стих. Это произведение — своего рода «народная энциклопедия», трактующая «глубинные» (отсюда вариант названия: «Глубинная книга») проблемы бытия и связанная как с архаическим слоем славянских космогонических представлений, так и с средневековыми апокрифами X-XIII вв.: «Беседой трех святителей», «Повестью града Иерусалима».


Литература Древней Руси согрета удивительно светлой любовью к родине. Она учила мужественно защищать свою отчизну, пробуждала гордость за свою страну, вызывала стремление постоять за ее честь и славу, защитить ее красоту.


Даниил Заточник жил и творил несколькими веками раньше Ермолая-Еразма. Как считают ученые, «Моление» было написано в XII или XIII веке. В том, что литературное произведение датируется учеными по-разному, для Древней Руси нет ничего удивительного. Многие памятники древнерусской литературы имеют приблизительную датировку, так как не сохранилось ни точных указаний на время их написания, ни сведений об их авторах. О Данииле известно очень мало, только то, что он сам рассказал о себе в «Молении». Попытаемся, внимательно вчитываясь в текст «Моления», представить себе его автора и историю его жизни.


Убив Игоря, древляне посылают своих мужей к его вдове, княгине Ольге. И намерения их нельзя назвать благородными: «Вот убили князя мы русского: возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». В трудном положении оказалась княгиня. В народной памяти сохранились предания о том, каким образом ей удалось отомстить за смерть мужа, постоять за свою честь и сохранить жизнь сыну. Легенды о четырех отмщениях Ольги вызывают противоречивые чувства. Восхищает мудрость, решительность княгини, однако ее поступки порой очень жестоки.


Идеал мужественной красоты воплощен в «Повести временных лет» в князе Святославе, сыне Ольги и Игоря. Это князь-рыцарь, благородный, мужественный, прямодушный, бесхитростный. Попробуйте прочитать вслух текст, который находится под 964 годом. Он словно выпевается, звучит как похвальная песнь, по-мужски сдержанная и восторженная одновременно: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал...» С такой восторженной характеристики князя начинает летописец рассказ о деяниях возмужавшего Святослава.


1-10 11-20 21-30 ... 51-60 61-61