Меню сайта
Главная » Статьи » Древнерусская литература

В разделе материалов: 58
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 5 6 »

«Маргарит» — сборник проповедей Иоанна Златоуста. Этим красивым словом, вынесенным в заглавие (буквально «жемчужины»), в Византии, а позже и на Руси называли списки слов (гомилий, проповедей) великого антиохийского проповедника Иоанна, за красноречие прозванного Златоустом. Сборник не имел строгого содержания — в наиболее полных византийских рукописях число бесед достигает 80, в славянских списках их содержится не более 20.


«Легенда о граде Китеже» (варианты названий: «Сказание о граде Китеже», «Китежская легенда» и др.) — цикл русских легенд. Социально-утопические легенды этого цикла имеют книжно-фольклорное происхождение. В основе рукописной традиции «Легенды...» находится два источника: 1) «Книга, глаголемая летописец, написана в лето 6646 [1237] сентября в 5 день» (или: «Китежский летописец»), содержащая рассказ об основании Большого и Малого Китежей Георгием Всеволодовичем Суздальским и о гибели св. князя и городов в дни нашествия Батыя


«Голубиная книга» — древнерусский духовный стих. Это произведение — своего рода «народная энциклопедия», трактующая «глубинные» (отсюда вариант названия: «Глубинная книга») проблемы бытия и связанная как с архаическим слоем славянских космогонических представлений, так и с средневековыми апокрифами X-XIII вв.: «Беседой трех святителей», «Повестью града Иерусалима».


Литература Древней Руси согрета удивительно светлой любовью к родине. Она учила мужественно защищать свою отчизну, пробуждала гордость за свою страну, вызывала стремление постоять за ее честь и славу, защитить ее красоту.


Даниил Заточник жил и творил несколькими веками раньше Ермолая-Еразма. Как считают ученые, «Моление» было написано в XII или XIII веке. В том, что литературное произведение датируется учеными по-разному, для Древней Руси нет ничего удивительного. Многие памятники древнерусской литературы имеют приблизительную датировку, так как не сохранилось ни точных указаний на время их написания, ни сведений об их авторах. О Данииле известно очень мало, только то, что он сам рассказал о себе в «Молении». Попытаемся, внимательно вчитываясь в текст «Моления», представить себе его автора и историю его жизни.


Убив Игоря, древляне посылают своих мужей к его вдове, княгине Ольге. И намерения их нельзя назвать благородными: «Вот убили князя мы русского: возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». В трудном положении оказалась княгиня. В народной памяти сохранились предания о том, каким образом ей удалось отомстить за смерть мужа, постоять за свою честь и сохранить жизнь сыну. Легенды о четырех отмщениях Ольги вызывают противоречивые чувства. Восхищает мудрость, решительность княгини, однако ее поступки порой очень жестоки.


Идеал мужественной красоты воплощен в «Повести временных лет» в князе Святославе, сыне Ольги и Игоря. Это князь-рыцарь, благородный, мужественный, прямодушный, бесхитростный. Попробуйте прочитать вслух текст, который находится под 964 годом. Он словно выпевается, звучит как похвальная песнь, по-мужски сдержанная и восторженная одновременно: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал...» С такой восторженной характеристики князя начинает летописец рассказ о деяниях возмужавшего Святослава.


«Вещим» (то есть «ведающим», наделенным всеведеньем) был прозван один из первых русских князей — Олег. Более 30 лет княжил он на Русской земле и совершил много славных дел.


Начинается «Чудо Георгия о змие» с эмоциональных восклицаний автора: «Как поведаю об ужасном этом и преславном таинстве? Что возглашу и о чем подумаю? Как начать говорить и повествовать...» Автор волнуется, сомневается, сможет ли он, грешный, достойно поведать о «самом дивном» из всех чудес Георгия. Такое начало настраивает читателя на то, что речь пойдет о чем-то необыкновенном — об «ужасном и преславном таинстве».


В XIII в. на смену былинам приходит новый героико-эпический жанр — историческая песня. В отечественной фольклористике это, пожалуй, единственный термин, не восходящий к народному словотворчеству, а появившийся как чисто научное определение. Вместе с тем его введение в оборот не было случайным. Исследователи стремились подчеркнуть, что в молодом жанре получил реализацию иной принцип воспроизведения истории. 


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-58