Главная » Статьи » Древнерусская литература |
В разделе материалов: 94 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 ... 9 10 » |
Возникновение древнерусской литературы было вызвано общественными и духовными потребностями. Основными предпосылками возникновения древнерусской литературы стали: 1) образование государства, 2) появление письменности, 3) высокоразвитое народное творчество. |
Образцом повествовательного искусства Древней Руси по праву считается «Повесть о Петре и Февронии», принадлежащая перу писателя-публициста XVI в. Ермолая-Еразма (Ермолай Прегрешный). Это произведение представляет собой литературную обработку легенд и преданий о муромском князе Петре и его жене Февронии, складывавшихся на протяжении столетий. |
Очень важную роль в жизни средневекового общества играла агиография (от греч. агиос — святой, графо — пишу). Житийная, или агиографическая, литература, пожалуй, наиболее распространенный вид средневековых текстов. Жизнеописания святых создавались по определенным правилам. Этот жанр был каноническим, в нем традиционность древнерусской литературы проявлялась в полной мере. |
Средневековый человек не был столь подвижен и легок на подъем, как наши современники. Путешествия, перемещения в пространстве совершались в то время реже и были сопряжены со значительно большими испытаниями и трудностями. Дальние странствия становились своеобразным подвигом, они таили в себе опасности и могли длиться годами. Древнерусские произведения, рассказывающие об увиденном и услышанном путешественником на чужбине, назывались хожениями. |
В составе «Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку сохранилось «Поучение» великого князя киевского Владимира Всеволодовича Мономаха (1053—1125). Это яркий образец светского дидактического сочинения, отличающегося по своей форме и содержанию от поучений церковных писателей. |
По прошествии всего нескольких десятилетий с момента крещения Руси в Киеве было создано выдающееся ораторское произведение «Слово о Законе и Благодати». Его автор — священник церкви в Берестове Иларион. «Муж благ, книжен и постник», он пользовался особым покровительством Ярослава Мудрого. |
Действие, которое произвело «Слово о полку Игореве» при выходе в свет, похоже на явление чудотворной иконы, когда верующие и неверующие устремляются к ней за исцелением. В «Слове» чувствовалась мощь незаурядного таланта безымянного автора, сила глубокого патриотизма, любви к Родине, Русской земле. |
Прошло много времени с тех пор, когда было написано «Слово о полку Игореве» (1187 г.), но и сейчас оно звучит современно. И в этом, конечно, заслуга человека, написавшего это произведение. Читая «Слово», мы можем представить себе его автора как разностороннего человека. |
Житие (соответствует греч. vita — жизнь; более широко «агиография» — от «hagios» — «святой» и grapho — «пишу») — литературный жанр биографии, жизнеописания святых — знаменитых епископов, патриархов, монахов — основателей тех или иных монастырей; реже — биографии светских лиц, причисленных к лику святых. |
Авторство «Слова о полку Игореве» — до сих пор нерешенная проблема. Существуют несколько версий: Галицкий книжник Тимофей (Н. Головин), «словутный певец Митуса» (А.К. Югов), тысяцкий Рагуил Добрынич (В.Г. Федоров), его сын (И.А. Новиков), певец Ходына (В.Д. Кузьмина, А.Ю. Чернов), летописец Петр Бориславович (Б.А. Рыбаков), черниговский воевода Ольстин Олексич (М.Т. Сокола), князь Игорь (Н.В. Шарлемань), киевский князь Святослав (В.В. Медведев), Галицкий князь Владимир Галицкий (С.Г. Пушик) и др. |