Меню сайта
Главная » Статьи » Древнерусская литература » "Слово о полку Игореве"

В категории материалов: 14
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Сейчас поистине невозможно вообразить духовную жизнь русского народа, развитие его литературы и искусства без памятника древнерусской литературы, которого в русской истории могло бы и не быть: ведь "Слово о полку Игореве" было найдено в общем-то случайно, могло статься так, что его список погиб бы вместе с другими книгами, вместе с которыми один только Бог знает, какие сокровища духовной жизни оказались навсегда вычеркнуты из жизни народной...


К какому жанру относится «Слово о полку Игореве»? Проза это или стихи? Повесть или песня? Дума, пропетая под звон гуслей? Былина, сложенная речитативом? Ораторская речь? Политический трактат? Творение придворного трубадура? Воинская поэма? Агитационный призыв? Величание? Нет числа вопросам, поставленным исследователями. 


Произведением, стоящим вне зародившихся в XII в. литератур феодальных княжеств, было "Слово о полку Игореве". Автора этого произведения считают выходцем из различных земель: от Киева (Б.А. Рыбаков) до отдаленного Псковского княжества (А.А. Гогешвили).


Подлинность поэмы, т. е. принадлежность ее XII веку, давно и твердо установлена наукой. В этой подлинности ни на минуту не сомневался сам A.С. Пушкин, гениальный поэт. Он восхищался поэзией великого произведения и говорил, что такое произведение невозможно «подделать».


Великая роль "Слова о полку Игореве" в русской литературе заключается в достоверности изображаемого случая и в правильной передаче всех деталей события. Описание похода северских князей почти тождественно с рассказом летописи и является подтверждением достоверности летописного рассказа.


«Слово о полку Игореве», значение которого очень велико, стоит совершенно одиноко во всей нашей книжной светской словесности древнего периода. «Слово» — оригинальное, самостоятельное произведение. Оно замечательно в поэтическом отношении как по силе изображения событий и их героев, так и по задушевному лиризму, по излиянию чувств самого автора.


Значение «Слово о полку Игореве» определяется, прежде всего, его исключительным местом в истории древнерусской литературы. Среди ее произведений нет ни одного, которое по своим идейно-художественным достоинствам приближалось бы к «Слову», или, тем более, было бы равно ему. Долгое время оно считалось настолько одиноким и случайным явлением, что вызывало сомнение в своей подлинности.


Открытием рукописи «Слова» русская наука обязана графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, известному любителю и собирателю отечественных древностей, президенту Академии Художеств. Для собирания рукописей он учредил особых комиссионеров, которым поручил тщательно знакомиться с книжными лавками, книгохранилищами монастырей и других учреждений и приказал щедро платить за книги.


Можно определить точно, когда было сложено «Слово». Данные для этого можно почерпнуть из самой песни. В своем воззвании великий князь киевский Святослав обращается к галицкому князю Ярославу Осмомыслу и к переяславскому князю Владимиру Глебовичу с просьбой ополчиться вместе с ним на врагов Русской земли. Эти князья умерли в 1187 году.


Время создания «Слова о полку Игореве» определяется следующими датами: «Слово» написано при жизни князя Игоря (умер в 1202 году), который назван «нынешним», и великого киевского князя Святослава (умер в 1193 году). «Слово» упоминает как живых и Ярослава Осмомысла, умершего в 1187 году, и Владимира Глебовича, князя переяславского, который погиб во время похода русских на половцев в 1187 году.


1-10 11-14