Меню сайта
Главная » Статьи » Древнерусская литература » Общие статьи

В категории материалов: 33
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

В XIII в. на смену былинам приходит новый героико-эпический жанр — историческая песня. В отечественной фольклористике это, пожалуй, единственный термин, не восходящий к народному словотворчеству, а появившийся как чисто научное определение. Вместе с тем его введение в оборот не было случайным. Исследователи стремились подчеркнуть, что в молодом жанре получил реализацию иной принцип воспроизведения истории. 


Сложившись в период расцвета Древнерусского государства, былина выполняла функцию передачи исторических знаний, формировала патриотическое сознание. Герои ранних произведений имели явные мифологические черты, в частности обладали способностью перевоплощения (Вольга, или Волх Всеславьевич), в поздних образцах такие черты приписывались главным образом антагонистам героя (Соловей-разбойник, Змей), хотя все чаще встречалась персонификация сил, представлявших угрозу государству, а не отдельному лицу.


Феодосий Косой (ум. после 1575) — виднейший представитель русского еретического движения середины XVI в. По происхождению холоп, «раб единого из честных слуг царевых», он на рубеже 1540—1550 гг. бежал из Москвы на Белозеро, а оттуда в Новоозерский Воскресенский монастырь. Принял монашеский постриг, назывался среди учеников старца Артемия.


Римские деяния — произведение переводной литературы XVII в. Так назывался сборник латинских новелл, составленный, вероятно, в Англии в XIII — начале XIV в. Неизвестный автор заимствовал сюжеты у позднеантичных прозаиков (Авл Геллий и др.), а рассказы, которые затем были добавлены в процессе создания новых списков, также впитали условный «римский» колорит. Общее число новелл по разным рукописям превосходило 280. 


Повесть о разорении Рязани Батыем, или Повесть о приходе Батыя на Рязань рассказывает о разгроме Рязани войсками Батыя в 1237 г. В рукописях она известна с XVI в. До нашего времени эта повесть дошла в составе местного рязанского сборника, вобравшего в себя разновременные произведения, связанные с историей Рязани и ее борьбой с татаро-монголами.


Максим появился на свет в эпирском городе Арта, в греческой аристократической семье, в 1492 году он отправился в Италию, где побывал во многих культурных центрах. Под влиянием проповедей доминиканца Джироламо Савонаролы Максим Грек стал монахом монастыря Св. Марка (1502— 1504). От итальянского периода сохранилось шесть его писем. 


Жития святых — агиография (от греческого agios — святой и grapho — пишу). Формирование агиографии начинается в первые века существования христианства в форме мартирий — рассказов о мучениях, которым языческие правители подвергали приверженцев христианства, и в форме жизнеописаний. 


Вассиан (Косой) (в миру князь Василий Иванович Патрикеев) (ок.1470 — ум. после 1531) — монах, публицист. Состоял в родстве с великими князьями и знатнейшим московским боярством. Вместе со своим отцом князем Иваном Юрьевичем князь Василий Патрикеев принимал активное участие в политической жизни 90-х годов XV в. С 1495 г.— боярин, в 1495—1499 гг. — в земельном суде. 


Азбуковники — памятники древнерусской лексикографии — рукописные толковые словари, в которых толкования имен нарицательных (иногда с учетом тематических рубрикаций) и имен собственных расположены в алфавитном порядке, не всегда строго соблюдаемом.


Епифаний Премудрый о подвижнике Стефане сообщает, что родился он от благочестивых родителей, рано овладел грамотой, был великим книжником, изучил греческий язык. О манере чтения, которая была характерна для Стефана, агиограф говорит особо. Подвижник внимательно читал непонятные места, и до тех пор, пока ему не открывался смысл каждого стиха, не завершал прилежного занятия.


1-10 11-20 21-30 31-33