Житийная литература: характеристика, примеры
Очень важную роль в жизни средневекового общества играла агиография (от греч. агиос — святой, графо — пишу). Житийная, или агиографическая, литература, пожалуй, наиболее распространенный вид средневековых текстов. Жизнеописания святых создавались по определенным правилам. Этот жанр был каноническим, в нем традиционность древнерусской литературы проявлялась в полной мере. С принятием христианства на Русь пришли переводные византийские жития. Они повлияли на форму житий, создаваемых уже на русской почве, на характер житийных сборников (Пролог, Четьи-Минеи, патерики). Однако не следует думать, что древнерусская агиография не имела своих особенностей. Так, в Древней Руси появились княжеские жития, которых не знала византийская книжность. Именно с этой разновидности агиобиографий и началась наша житийная литература. Первыми русскими святыми, канонизации которых добился еще Ярослав Мудрый, стали его братья Борис и Глеб, убитые в династической борьбе Святополком. Уже в конце XI в. возникли жития князей-мучеников (так называемое «Анонимное сказание о Борисе и Глебе» и «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», написанное Нестором). Культ святых князей получил широкое распространение, ибо Борис и Глеб, не поднявшие руки на старшего брата, знаменовали собой идеал межкняжеских отношений, утверждали своим подвигом нормы феодального миропорядка и христианской морали. Позже были созданы другие жития святых князей (например, Владимира Крестителя, княгини Ольги, Михаила Черниговского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др.). Князья, служившие своему отечеству, именовались «добрыми страдальцами за землю Русскую». Их подвиги, характер служения могли быть различными (принятие христианства, защита Руси на поле брани, гибель «за други своя» в Орде и др.), но всем им суждено было стать небесными покровителями Русской земли. Вскоре после написания жития Бориса и Глеба Нестор создает первое преподобническое житие, повествующее о духовных подвигах Феодосия Печерского, одного из основателей Киево-Печерской обители. Идеал монашества в XI — начале XII в. на Руси только формируется. Нестор, пришедший в монастырь уже после кончины святого, воспользовался в своей работе над житием легендами о настоятеле, сложившимися в стенах обители. Житие Феодосия богато интересными бытовыми деталями, подробностями монастырской жизни XI в. Киево-Печерская обитель дала Русской Православной Церкви множество подвижников. Интересным сборником, содержащим нравоучительные рассказы о старцах этого монастыря, творимых ими чудесах, стал «Киево-Печерский патерик» (от лат. патер — отец). Он складывался постепенно на протяжении XIII—XV вв. Здесь не было развернутых жизнеописаний печерских старцев. Краткие назидательные новеллы передавали наиболее яркие эпизоды их жизни. Писатели XIX в. проявляли интерес к удивительным, запоминающимся сюжетам «Киево-Печерского патерика». Не все древние агиографы остались безымянными для потомков. Мы знаем имена целого ряда духовных писателей Древней Руси. Особую известность снискал инок Епифаний, прозванный современниками Премудрым. Ему принадлежит житие миссионера, просветителя и первого епископа Коми-Пермяцкой земли Стефана Пермского, а также житие основателя Троицкой обители под Москвой Сергия Радонежского, способствовавшего своим подвижничеством подъему национального самосознания в трудные годы борьбы с монгольскими завоевателями. В конце XIV — начале XV в. был распространен особый эмоциональный стиль, изобилующий риторическими фигурами, многочисленными сравнениями, эпитетами, богатыми синонимическими рядами. Этот стиль получил наименование «плетение словес». Епифаний Премудрый, современник таких иконописцев, как Андрей Рублев, Даниил Черный, Феофан Грек, стал одним из самых ярких представителей стиля «плетения словес» в нашей агиографии. Перед создателем жития стояла задача прославить святого, донести до читателя образ, воплотивший нравственный идеал эпохи. На Руси, как и в Византии, бытовали житийные произведения, в которых или описывалась вся жизнь святого, или предлагалось риторически украшенное похвальное слово подвижнику. Вторая разновидность появилась у нас несколько позже и не была столь распространена. Если же агиограф обращался к полному описанию жизни, в его задачу входил рассказ не только о самом духовном подвиге святого, но и о его благочестивых родителях, о рождении и детстве. За описанием кончины подвижника следовал рассказ о посмертных чудесах. Завершалось житие обычно похвалой святому. Свой труд создатель жития начинал с традиционного вступления, где обращался к читателю со словами о важности своего труда, величии христианского служения прославляемого святого. Здесь нередко агиограф прибегал к традиционным фигурам самоуничижения, отмечал скудость своих способностей, молил Бога даровать ему возможность достойно исполнить задуманное. Несмотря на строгую каноничность формы, жития на протяжении веков претерпевали некоторые изменения. Особенно заметна их эволюция в XVII в., когда житийное повествование начинает испытывать на себе влияние бытовой повести и даже автобиографии. Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5176
| |