Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Жития святых (агиография): характеристика и история жанра

  • Статья
  • Еще по теме

Жития святых — агиография (от греческого agios — святой и grapho — пишу). Формирование агиографии начинается в первые века существования христианства в форме мартирий — рассказов о мучениях, которым языческие правители подвергали приверженцев христианства, и в форме жизнеописаний. Мартирии вбирали в себя элементы «протокольной» записи допросов христианских мучеников. Жизнеописания строились на основе античных биографий героев и использовали отчасти черты эллинистического романа. Большую роль в развитии житий святых сыграл жанр панегирика — надгробного похвального слова.

Жизнеописание включает в свой состав краткое предисловие составителя, основную биографическую часть и краткую похвалу. Биографическая часть начинается сведениями о происхождении героя, его благочестивом детстве, аскетических подвигах и благочестивой кончине. Каноническая структура житий святых окончательно складывается в Византии в VIII—IX вв. и закрепляется Метафрастом в X в.

Агиография — это словесная икона. Иерархическая типология житий святых определяется типом героев: мученики, исповедники, святители, преподобные, столпники, Христа ради юродивые. В соответствии с ней различаются виды житий — мученические, исповеднические, святительские, преподобнические, Христа ради юродивых.

На Руси агиография начала широко распространяться с принятием христианства. Уже в XI в. начинают создаваться оригинальные жития святых страстотерпцев-мучеников Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского, создаются княжеские жития: княгини Ольги, равноапостольного князя Владимира, Александра Невского, мученическое житие князя Михаила Черниговского и его боярина Федора и др. Новый этап в развитии древнерусской агиографии — конец XIV—XV в.— связан с деятельностью Епифания Премудрого, Пахомия Логофета.

Большая работа по общерусской канонизации святых была предпринята в середине XVI в. митрополитом Макарием (соборы 1547, 1549 гг.). По его инициативе были составлены «Великие Минеи Четии» (т.е. месячные чтения). Здесь были собраны все «святые книги, которые в Русской земле обретаются». Во вторую редакцию «Великих Миней Четиих» (1552) было внесено около шестидесяти житий русских святых.

В XVII в. происходит постепенное размывание канонической структуры агиографии. Большее внимание уделяется занимательности сюжета, бытописанию («Повесть о Юлиании Лазаревской», «Сказание об Унженском кресте»); в творчестве протопопа Аааакума житие превращается в автобиографию-исповедь.

В XVII—начале XVIII в. продолжается традиция составления Четьих-Миней Милютиным, Германом Тулуповым и, наконец, Дмитрием Ростовским.

Минейные жития предназначались для чтения инокам, а также мирянам. Как отмечал Лев Толстой, Четьи-Минеи были излюбленным чтением русских крестьян во второй половине XIX в.

Жития в их краткой форме помещались в сборники, получившие название «Пролога». Проложные редакции их читались во время богослужения на 6-й песне канона. Особой разновидностью житийной литературы являлись Патерики (Отечники).

В картотеке Н.К. Никольского, хранящейся в БАН (С.-Петербург), учтено 5508 списков оригинальных древнерусских житий. «Великие Минеи Четии» изданы отдельными выпусками в 1868—1917 гг. Археографической комиссией АН: полностью напечатан материал за сентябрь, октябрь и апрель, ноябрь с 1-го по 25-е, декабрь 1—24-е и 31-е, январь 1 — 11-е.

Источник: Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. – М.: Высш. шк., 1994

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6023