"Повесть о разорении Рязани Батыем": характеристика, анализ
Форма воинской повести, распространенная песенными вставками героического и новеллического характера, характерна и для «Повести о разорении Рязани Батыем». Споры об авторстве повести не утихают до сих пор. Произведение включено в большой свод повестей о св. Николае Зарайском, написанный, очевидно, разными людьми. К тексту повести Волоколамского списка ХVI в. есть приписка: «Сие написал Евстафий», на основании чего Н.В. Водовозов считал автором человека, пережившим татарское нашествие на Рязань. Повесть состоит из нескольких частей, разновременных по содержанию. Основная часть — рассказ о нашествии татар на Рязанскую землю и судьба княжеской семьи: смерть князя Федора Юрьевича, его жены и малолетнего сына. Вторая часть в духе воинской повести описывает сбор войск Юрием Ингваревичем, речь князя, сражение с Батыем «близ предел рязанских» и месть Батыя за убитых татар — гибель великой княгини в церкви, разорение богатств Рязани. Песенную основу имеет вставка о Евпатии Коловрате, где описывается бой малой дружины с несметной силой татарской. Наконец, заключительная часть рассказывает о погребении мертвых рязанцев князем Ингварем. Автор не дорисовывает начатых картин, делает отступления, после которых возвращается к прерванному повествованию, выдерживает героический тон, используя былинные мотивы и гиперболические характеры. Он добивается драматизма повествования, одновременно используя достаточно скупые художественные средства (таким образом делается акцент на событиях). Присутствуют некоторые элементы жанра ораторского красноречия в обращении князя рязанского Юрия к дружине (риторические восклицания и т. д.). Д остоверные факты сочетаются в повести с вымышленными (в обороне Рязани участвуют и Всеволод Пронский (умер в 1208 г.), и погибший Олег Красный (умер в 1258 г.)). Исторической науке не известно лицо по имени Коловрат. Так что, образ Коловрата — это поэтическое обобщение силы и мощи русского народа, не склонившего головы перед поработителями. В соответствии с законами былинного эпоса, Евпатий рассекает шурина Батыя Хостоврула пополам, в соответствии с рыцарским эпосом, противники восхищаются смелостью и силой убитого, Батый отпускает оставшихся в живых дружинников и отдает им тело Епатия. В повести преобладает не песенная, а сказовая (эпическая) манера повествования. Воинские сражения даны в образных картинах, а характеры героев раскрыты в диалогах. В повести достаточно силен религиозный мотив: звучит призыв умереть «за святые божии церкви и за веру христианскую», неоднократно появляется образ «смертной чаши» — добровольной жертвы. Рязанский князь, как и подобает благочестивому герою, прежде чем выступить в поход, молится в церкви, прощается с женой и, приняв благословение епископа, идет навстречу врагу. Слог отличается лаконизмом, обилием воинской фразеологии («и бысть сеча зла и ужасна», «и течаше кровь християнская, яко река силная»). Заключительная похвала рязанским князьям отличается особой литературной отделкой и тонкостью рисунка: особой сжатостью, отточенностью формулировок, ритмом синтаксических оборотов, напоминающим повторяемость орнаментальных мотивов. Религиозно-моралистические рассуждения автора о причинах гибели Рязани, где говорится о попустительстве божием, наказании за грехи, соседствуют с осуждением отсутствия единства русских войск и прославлением мужества защитников родной земли. Повесть привлекала внимание многих писателей ХIХ — ХХ вв. и явилась сюжетным источником ряда известных литературных произведений. По ее мотивам создали свои произведения поэты Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов, Л.А. Мей, С.А. Есенин и др. Источник: Юрина Н.Г. История древнерусской литературы. - М: ФЛИНТА, 2015 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5038
| |