Древнерусские хожения - что это такое, примеры
Средневековый человек не был столь подвижен и легок на подъем, как наши современники. Путешествия, перемещения в пространстве совершались в то время реже и были сопряжены со значительно большими испытаниями и трудностями. Дальние странствия становились своеобразным подвигом, они таили в себе опасности и могли длиться годами. Древнерусские произведения, рассказывающие об увиденном и услышанном путешественником на чужбине, назывались хожениями. Хожения повествуют о многих землях, рассказывают о быте, обычаях народов различных стран. У авторов таких произведений могли быть разные цели и маршруты. В Древней Руси особенно распространены были паломничества, целью которых было поклонение святым местам. Палестина, христианские центры Востока, Царьград притягивали к себе наших предков. Конечно, не все паломники оставили свои записки, но именно паломнические хожения стояли у истоков древнерусской путевой литературы. Наиболее ранним и весьма популярным в последующие века было «Хожение игумена Даниила». Игумен одного из черниговских монастырей совершил свое путешествие к святым местам в 1106—1108 гг. Однако не только паломники, но и купцы оставили свои повествования этого жанра. Ярчайший пример такого хожения — путевые заметки тверского купца Афанасия Никитина. В основу «Хожения за три моря» легли впечатления от странствий «тверитина» по Среднему Востоку и Индии (1466—1472). Еще в низовьях Волги товары Афанасия были разграблены, однако он решил продолжать путешествие и через Персию и Индийский океан достиг Индии, где прожил около трех лет. В «индейскую землю» Никитин попал за тридцать лет до португальского мореплавателя Васко да Гамы. На обратном пути, пролегавшем через турецкие пределы, Афанасий переплыл Черное море и оказался в Крыму. Умер он, не дойдя до родного города, близ Смоленска. После смерти путешественника (ок. 1472 г.) его «тетради» попали в руки дьяка Василия Мамырева и вошли в состав летописи. Честь открытия для науки этого выдающегося произведения древнерусской литературы принадлежит Н.М. Карамзину, который обнаружил хожение, работая в архиве Троице-Сергиева монастыря. Загадочная «Индия богатая» влекла к себе людей Средневековья, об этой стране они узнавали из легендарных повествований, имевших широкое распространение. Афанасий Никитин впервые рассказал о реальной Индии, увиденной собственными глазами. Путешественника интересуют природа и люди неведомой земли, местные нравы и легенды (о птице «Гукук» и о «князе обезьяньском»). Рассказывает он о крупнейших городах и прежде всего о столичном Бедере, о богатстве местных султанов. Целью путешествия была торговля, поэтому хожение отличается от произведений паломнической литературы. Чужеземец, оторванный от родины, окруженный людьми иной веры, Афанасий Никитин испытывает тяготы и лишения. Один из местных правителей даже пытался принудить его принять магометанство. Однако все это не ожесточило путешественника. Он помнит и славит Русь, проявляя при этом удивительную веротерпимость («а истинную веру Бог знает») и любознательность. Хожение отличается живостью и простотой языка. Особое звучание ему придают иноязычные слова и целые фразы, ведь за годы странствий Афанасий Никитин познакомился с арабским, персидским и тюркскими языками. Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2198
| |