Ораторская проза Древней Руси
По прошествии всего нескольких десятилетий с момента крещения Руси в Киеве было создано выдающееся ораторское произведение «Слово о Законе и Благодати». Его автор — священник церкви в Берестове Иларион. «Муж благ, книжен и постник», он пользовался особым покровительством Ярослава Мудрого. В 1051 г. великий князь киевский, отстаивавший религиозную независимость Руси от Византии, «постави» Илариона митрополитом. Однако после смерти Ярослава в 1054 г. главой русской церкви вновь оказался прибывший из Константинополя грек —- Ефрем. О дальнейшей судьбе Илариона ничего не известно. Обычно «Слово», первое произведение отечественного красноречия, да, пожалуй, и всей нашей литературы, датируют 1037—1050 гг. У современных исследователей нет единого мнения о времени и месте его произнесения. Называют 1038 и 1049 гг., Десятинную церковь, Софийский собор и церковь Благовещения на Золотых воротах в Киеве. Ораторские произведения на Руси именовались «словами». В этом жанре проявилось искусство проповедников, опиравшихся на традиции христианской книжности, достижения византийских и славянских риторов. Тематика и практическое назначение «слов» были различны. Особой патетики, высокого художества древнерусские авторы достигали в произведениях торжественного красноречия. В эстетическом плане эти памятники стоят выше обычных церковных поучений, адресованных прихожанам. Иларион обращался к слушателям именно с торжественной речью. «Слово о Законе и Благодати» имеет трехчастную композицию. Сопоставление Ветхого и Нового Завета (Закона и Благодати), иудаизма и христианства придает публицистическому сочинению историософское звучание. Закон (его символизирует библейская рабыня Агарь) определял жизнь только иудейского народа. Пришедшая же ему на смену Благодать (свободная Сарра) — всеобщее достояние. Опираясь на традиции христианской книжности, Иларион отстаивает идею равноправия христианских народов, размышляет о месте среди них «языка рускаго». С особым чувством славит Иларион князя Владимира Крестителя, сравнивает его подвиг по утверждению христианства на Руси с деяниями византийского императора Константина Великого. Русь, самостоятельно принявшая крещение, по словам оратора, «ведома и слышима есть всеми концы земля». Ее величие упрочил Ярослав — достойный продолжатель дела отца. Риторическое искусство Илариона, обращавшегося к слушателям и читателям «преизлиха насыштьшемся сладости книжные», эмоциональность стиля и патриотический пафос произведения стали причиной частого обращения к «Слову» позднейших писателей Древней Руси. Среди самых известных проповедников Древней Руси, прославившихся силой своего воздействия на слушателей, особое место занимают Кирилл Туровский (XII в.) и Серапион Владимирский (XIII в.). Кирилл Туровский имел на Руси известность «второго Златоуста». Епископ владимирский Серапион проповедовал в пору разорительного татарского нашествия. Его «слова» отразили трагическое время упадка древнерусского государства. Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2232
| |