"Слово о полку Игореве": анализ произведения
В «Слове о полку Игореве» с художественной убедительностью соединяются исторический фон и современность автора произведения. Упоминаемые автором исторические события так тесно переплетены с происходящим, что на протяжении всего произведения остаётся чувство единой истории русского народа. Несмотря на то что князь Игорь и его соратники подвергаются в произведении упрёкам за неразумность, поспешность похода и ответственность за трагические последствия во многом возлагается на них, автор изображает отвагу и доблесть русских князей, их патриотизм не только с сочувствием — они предстают перед нами настоящими богатырями. Их жажда победы нисколько не принижается, хотя и не оправдывает урон, причинённый государственным интересам Руси. Все поступки в «Слове» оцениваются прежде всего с позиции общенационального блага. В этом состоит основной пафос произведения. «Слово о полку Игореве» объединяет жанровые признаки эпической поэмы, знакомой нам по античным образцам — гомеровским поэмам, древнерусской повести, рассказывающей о героических сражениях, например о завоеваниях князей Олега и Игоря в «Повести временных лет», былин, воспевающих подвиги русских богатырей, и исторической песни, передающей и событие, и его оценку, и народно-поэтическое осмысление. Сложный жанровый состав определил и композицию «Слова о полку Игореве», и выбор сюжетных элементов. Начало похода, политическая ситуация и атмосфера, воздействие речи князя на патриотический дух войска, удачный набег, тактический просчёт и расплата за ошибку, реакция на события в Киеве и их отзвук по всей Руси, тяжёлые последствия похода, скорбь русского народа, отразившаяся в плаче Ярославны, побег и общенародная радость — вот основные элементы сюжета. Их расположение, поскольку они носят событийный характер, подчиняется хронологическому принципу. Однако задача автора состояла не в простой передаче хода событий — он должен был включить их в рассуждения и раздумья о судьбе Руси, поэтому повествование постоянно перебивается историческими отступлениями, яркими сравнениями и характеристиками. Особую роль играет лиризм «Слова», он пронизывает всё произведение, передавая искреннее чувство автора — человека и патриота. Народно-поэтическая основа «Слова» выражается в использовании разнообразных фольклорных эпизодов и приёмов, таких как плач-заклинание, обращение к реке, сравнения и параллелизмы и другие. Само же построение «Слова» ближе всего соответствует жанру фольклорной исторической песни: зачин, состоящий их традиционных элементов, основная часть, в которой чётко и последовательно выделены главные события, и концовка (хвала), неизменно прославляющая героев и слушателей, к которым обращён пафос песни. Песенный характер «Слова» проявляется и в частых обращениях к певцу Бояну, и в тревожном рефрене: О Руськая земле! Уже за шеломянемъ еси! (О Русская земля! // Ты уже за холмом.) Система образов «Слова о полку Игореве» складывается из двух антагонистических групп: первую составляют русские герои, вторую — половцы. Таким образом, мир «Слова» чётко разделён на «свой» и «чужой», что отражало реальное положение Руси в первые века её существования: плотное окружение русских княжеств враждебными и дикими племенами, готовыми в любой момент поглотить их землю и превратить жизнь русских людей в хаос. Главный герой «Слова о полку Игореве» — новгород-северский князь Игорь, пылкий и бесстрашный воитель, истинный патриот. С огромной симпатией изображены напоминающие русских богатырей брат князя Игоря — князь Трубачевский и курский буй-тур Всеволод. Важным является и образ мудрого киевского князя Святослава, в чьи уста автор вкладывает пространное поучение русским князьям быть вместе и в жизни, и в бою для сохранения единства нации. Образ жены князя Игоря — Ярославны как бы собирает воедино русский мир, его богатство души, веру и верность. Русским героям противопоставлены «поганые» — половецкий хан Кончак и его союзник, коварный и хитрый старый половецкий хан Гзак. Автор разными способами показывает своё отношение к ним: он сравнивает их повадки со звериными, например, они, как звери, бегут на запах крови, чтобы добить слабеющего противника. Их образы сравниваются с сороками, воронами, сопровождаются бранными эпитетами. Любое упоминание о половцах несёт в себе отрицательный смысл (например, предшественник Кончака, хан Кобяк, пленённый и доставленный в Киев, назван презренной собакой). Промежуточное место среди героев занимает половчанин Овлур, он помог князю Игорю бежать из плена, однако его происхождение и мотивы поведения до сих пор вызывают дискуссии. Помимо главных героев «Слова», автор упоминает и спутников князя Игоря в походе: это сын князя Владимир Игоревич, тоже пленённый, за которого хан Кончак хотел выдать половецкую княжну, чтобы связать руки молодого княжича. В тексте «Слова» рассказывается также о гибели «двух прекрасных месяцев» — княжичей Олега и Святослава. Эти герои являются участниками событий, но в действии не показаны. И наконец, в «Слове» есть ещё ряд образов — многочисленные исторические личности: от князей, живших ранее, Владимира Красное Солнышко, Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого до князей — современников автора «Слова». Благодаря такому концентрическому представлению персонажей перед слушателем и читателем «Слова о полку Игореве» предстаёт грандиозная историческая панорама. Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3375
| |