Меню сайта
Главная » Статьи » Древнерусская литература

В разделе материалов: 58
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 »

Сложившись в период расцвета Древнерусского государства, былина выполняла функцию передачи исторических знаний, формировала патриотическое сознание. Герои ранних произведений имели явные мифологические черты, в частности обладали способностью перевоплощения (Вольга, или Волх Всеславьевич), в поздних образцах такие черты приписывались главным образом антагонистам героя (Соловей-разбойник, Змей), хотя все чаще встречалась персонификация сил, представлявших угрозу государству, а не отдельному лицу.


К какому жанру относится «Слово о полку Игореве»? Проза это или стихи? Повесть или песня? Дума, пропетая под звон гуслей? Былина, сложенная речитативом? Ораторская речь? Политический трактат? Творение придворного трубадура? Воинская поэма? Агитационный призыв? Величание? Нет числа вопросам, поставленным исследователями. 


Феодосий Косой (ум. после 1575) — виднейший представитель русского еретического движения середины XVI в. По происхождению холоп, «раб единого из честных слуг царевых», он на рубеже 1540—1550 гг. бежал из Москвы на Белозеро, а оттуда в Новоозерский Воскресенский монастырь. Принял монашеский постриг, назывался среди учеников старца Артемия.


Римские деяния — произведение переводной литературы XVII в. Так назывался сборник латинских новелл, составленный, вероятно, в Англии в XIII — начале XIV в. Неизвестный автор заимствовал сюжеты у позднеантичных прозаиков (Авл Геллий и др.), а рассказы, которые затем были добавлены в процессе создания новых списков, также впитали условный «римский» колорит. Общее число новелл по разным рукописям превосходило 280. 


Повесть о разорении Рязани Батыем, или Повесть о приходе Батыя на Рязань рассказывает о разгроме Рязани войсками Батыя в 1237 г. В рукописях она известна с XVI в. До нашего времени эта повесть дошла в составе местного рязанского сборника, вобравшего в себя разновременные произведения, связанные с историей Рязани и ее борьбой с татаро-монголами.


Максим появился на свет в эпирском городе Арта, в греческой аристократической семье, в 1492 году он отправился в Италию, где побывал во многих культурных центрах. Под влиянием проповедей доминиканца Джироламо Савонаролы Максим Грек стал монахом монастыря Св. Марка (1502— 1504). От итальянского периода сохранилось шесть его писем. 


Жития святых — агиография (от греческого agios — святой и grapho — пишу). Формирование агиографии начинается в первые века существования христианства в форме мартирий — рассказов о мучениях, которым языческие правители подвергали приверженцев христианства, и в форме жизнеописаний. 


Вассиан (Косой) (в миру князь Василий Иванович Патрикеев) (ок.1470 — ум. после 1531) — монах, публицист. Состоял в родстве с великими князьями и знатнейшим московским боярством. Вместе со своим отцом князем Иваном Юрьевичем князь Василий Патрикеев принимал активное участие в политической жизни 90-х годов XV в. С 1495 г.— боярин, в 1495—1499 гг. — в земельном суде. 


Азбуковники — памятники древнерусской лексикографии — рукописные толковые словари, в которых толкования имен нарицательных (иногда с учетом тематических рубрикаций) и имен собственных расположены в алфавитном порядке, не всегда строго соблюдаемом.


Епифаний Премудрый о подвижнике Стефане сообщает, что родился он от благочестивых родителей, рано овладел грамотой, был великим книжником, изучил греческий язык. О манере чтения, которая была характерна для Стефана, агиограф говорит особо. Подвижник внимательно читал непонятные места, и до тех пор, пока ему не открывался смысл каждого стиха, не завершал прилежного занятия.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-58