Меню сайта
Главная » Статьи » Древнерусская литература

В разделе материалов: 49
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 5 »

Епифаний Премудрый о подвижнике Стефане сообщает, что родился он от благочестивых родителей, рано овладел грамотой, был великим книжником, изучил греческий язык. О манере чтения, которая была характерна для Стефана, агиограф говорит особо. Подвижник внимательно читал непонятные места, и до тех пор, пока ему не открывался смысл каждого стиха, не завершал прилежного занятия.


Творчество Епифания Премудрого представляет собой одну из самых ярких страниц в истории древнерусской книжности. Агиограф рубежа XIV—XV вв., современник великого русского иконописца Андрея Рублева внес свой неоценимый вклад в развитие восточнославянского искусства слова.


В эпоху татаро-монгольского нашествия книжники пытались понять причины катастрофы, по-своему объяснить исторический смысл бедствий. Одним из самых ярких проповедников той поры был владимирский епископ Серапион Владимирский. Он выступал как толкователь событий. Его проповеди представляют собой непосредственный отклик современника, написаны по «горячим следам», отмечены трагическим пафосом.


"Слово о погибели Русской земли" — это произведение, которое известно до сих пор лишь в двух списках — XV и XVI вв. В обоих случаях вслед за ним следует "Повесть о житии Александра Невского", что давало повод многим ученым говорить о связи двух памятников. Однако в последнее время большинство ученых пришло к выводу о том, что произведения самостоятельны, созданы в различное время, а соединены были в процессе рукописного бытования.


В эпоху начала монголо-татарского нашествия на Русь развивался такой древнейший литературный жанр, как житие. Изменения, которые наблюдались в нем в это время, были связаны в первую очередь с новыми явлениями действительности. Героями произведений житийного жанра становились не только равноапостолы, мученики, преподобные, но и люди, защищавшие Русь и веру христианскую от врагов-иноверцев.


Среди ученых нет единогласия по вопросу о времени, когда была создана "Повесть о разорении Рязани Батыем": диапазон датировок простирается от конца XIII — начала XIV вв. до XVI в. Наиболее традиционной и обоснованной остается гипотеза Д.С. Лихачева о том, что произведение в основном создавалось в конце XIII—XIV вв., но, поскольку оно сохранилось только в поздних списках, отдельные дополнения могли быть внесены позже.


События, связанные с началом татаро-монгольского нашествия на Русь, отразились во всех литературных жанрах. Целью авторов произведений было не только поведать о случившемся, но и оценить ход событий, найти причины, приведшие к трагическим для Руси последствиям. В соответствии с религиозными представлениями времени большинство произведений указывает на грехи русских людей как причину разорения русских княжеств.


Произведением, стоящим вне зародившихся в XII в. литератур феодальных княжеств, было "Слово о полку Игореве". Автора этого произведения считают выходцем из различных земель: от Киева (Б.А. Рыбаков) до отдаленного Псковского княжества (А.А. Гогешвили).


Кирилл, известный аскет-столпник и епископ города Турова, обращался к своей пастве с торжественными поучениями, посланиями и «словами» в 50— 80-ые гг. XII в. Он был современником автора «Слова о полку Игореве» и князя Андрея Боголюбского. Последнему, как полагают исследователи, адресованы некоторые сочинения Кирилла.


Так называемая Галицко-Волынская летопись вошла третьей составной частью в Ипатьевский свод и охватывает период с 1201 по 1292 гг., хотя события, о которых рассказано под первой датой, по другим источникам относятся к 1205 г., так что датировки должны быть сдвинуты. Хронологическая неточность возникла из-за того, что в протографе Ипатьевского списка, видимо, не было погодной сетки.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-49