Меню сайта
Главная » Статьи » Древнерусская литература

В разделе материалов: 94
Показано материалов: 31-40
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 9 10 »

Одним из ведущих жанров древнерусской литературы была летопись. Это самобытный русский жанр, не известный византийской литературе, его структура и принципы вырабатывались русскими книжниками постепенно и сложились окончательно во второй половине XI — начале XII века.


Большую, чем «Задонщина», популярность приобрело на Руси другое произведение о Куликовской битве — «Сказание о Мамаевом побоище». Это обширное литературное произведение, построенное по всем правилам средневековой воинской повести: с четким противопоставлением своих и врагов, с непременным упоминанием княжеских молитв к Богу и обращений к воинам, с описанием дипломатических переговоров, с яркими и подробными описаниями сборов войска и самого сражения.


Сейчас поистине невозможно вообразить духовную жизнь русского народа, развитие его литературы и искусства без памятника древнерусской литературы, которого в русской истории могло бы и не быть: ведь "Слово о полку Игореве" было найдено в общем-то случайно, могло статься так, что его список погиб бы вместе с другими книгами, вместе с которыми один только Бог знает, какие сокровища духовной жизни оказались навсегда вычеркнуты из жизни народной...


Это произведение древнерусской литературы занимает в ней особое место, исследователи признают, что "несколько особняком, как бы вне традиционной системы жанров, стоит один из интереснейших памятников литературы Киевской Руси - так называемое "Поучение Владимира Мономаха". Анализ произведения вы найдете в данной статье.


«Хождение за три моря» - путевые записки Афанасия Никитина. В основу «Хождения...» легли впечатления тверского купца, странствовавшего по Среднему Востоку и Индии (1466—1472 гг.). Еще в низовьях Волги товары «тверитина» были разграблены, однако он вынужден был продолжить путешествие. Через Персию и Индийский океан достиг Индии, где прожил около трех лет.


«Маргарит» — сборник проповедей Иоанна Златоуста. Этим красивым словом, вынесенным в заглавие (буквально «жемчужины»), в Византии, а позже и на Руси называли списки слов (гомилий, проповедей) великого антиохийского проповедника Иоанна, за красноречие прозванного Златоустом. Сборник не имел строгого содержания — в наиболее полных византийских рукописях число бесед достигает 80, в славянских списках их содержится не более 20.


«Легенда о граде Китеже» (варианты названий: «Сказание о граде Китеже», «Китежская легенда» и др.) — цикл русских легенд. Социально-утопические легенды этого цикла имеют книжно-фольклорное происхождение. В основе рукописной традиции «Легенды...» находится два источника: 1) «Книга, глаголемая летописец, написана в лето 6646 [1237] сентября в 5 день» (или: «Китежский летописец»), содержащая рассказ об основании Большого и Малого Китежей Георгием Всеволодовичем Суздальским и о гибели св. князя и городов в дни нашествия Батыя


«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — автобиография-исповедь Аввакума Петрова. «Житие...», как и большинство сочинений главы старообрядчества, написано в Пустозерском заточении (местность в устье р. Печоры), где в «земляной яме» (тюрьме) он провел вместе с тремя единомышленниками последние пятнадцать лет жизни, полной борьбы и страданий. Свою автобиографию Аввакум несколько раз перерабатывал (1672—1675 гг.).


«Голубиная книга» — древнерусский духовный стих. Это произведение — своего рода «народная энциклопедия», трактующая «глубинные» (отсюда вариант названия: «Глубинная книга») проблемы бытия и связанная как с архаическим слоем славянских космогонических представлений, так и с средневековыми апокрифами X-XIII вв.: «Беседой трех святителей», «Повестью града Иерусалима».


Литература Древней Руси согрета удивительно светлой любовью к родине. Она учила мужественно защищать свою отчизну, пробуждала гордость за свою страну, вызывала стремление постоять за ее честь и славу, защитить ее красоту.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 ... 81-90 91-94