"Легенда о граде Китеже": описание произведения из энциклопедии
«Легенда о граде Китеже» (варианты названий: «Сказание о граде Китеже», «Китежская легенда» и др.) — цикл русских легенд. Социально-утопические легенды этого цикла имеют книжно-фольклорное происхождение. В основе рукописной традиции «Легенды...» находится два источника: 1) «Книга, глаголемая летописец, написана в лето 6646 [1237] сентября в 5 день» (или: «Китежский летописец»), содержащая рассказ об основании Большого и Малого Китежей Георгием Всеволодовичем Суздальским и о гибели св. князя и городов в дни нашествия Батыя, и 2) «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже», легендарно-апокрифическое сказание о земном рае (известно 12 списков XVIII— XIX вв., хранящихся в архивах С.-Петербурга и Москвы). В окончательном виде произведение было оформлено в старообрядческом своде конца XVIII в., но анализ текста указывает на то, что основа обеих его частей восходит к XVII столетию. В древнейшем слое китежских легенд, первоначально сложившихся во Владимиро-Суздальском (с. Кидекша-на-Нерли) и Нижегородском (Городец-на-Волге, оз. Светлояр и р. Керженец) княжествах, отразились, во-первых, устные рассказы об изгнании из этих земель волхвов при Ярославе Мудром (во крещении — Георгии; древнерусский вариант того же имени — Юрий), о строительстве в 1152 г. Борисоглебской церкви Юрием Долгоруким, об основании монастыря и Малого Китежа (Городца) в 1164 г., разрушении городов Северо-Восточной Руси войсками Батыя (XIII в.) и Эдигея (XV в.) и последующем запустении края. Во-вторых, в «Легенде о граде Китеже» заметны следы мифов финно-угорских народов (мари, коми и др.) о волшебных подземных городах, где живут души предков. В XV—XVII вв. сказание о православной обители, укрытой от врагов на дне озера Светлояр, была переосмыслена в Заузольском Спасо-Раевском монастыре под влиянием апокрифов о земном рае (типа «Хождения Зосимы к рахманам», отрывков «Александрии» и др.) и эсхатологических христианских пророчеств (Апокалипсис, слова Иллариона Великого, патерики Скитский, Азбуко-Иерусалимский, Св. Горы). Исследователи отмечают и сходство центрального образа китежской легенды с мотивами «Видения Даниила» и «Жития св. Андрея Юродивого» (V—VIII вв.; оба произведения известны на Руси уже в списках XII в., а в XV—XVI получили особую популярность как часть цикла сказаний о Царьграде): св. Андрей опровергает слухи о том, что в конце времен после того, как Константинополь уйдет под воду, Святая София не утонет, а будет висеть в воздухе над морем. Примерно в то же время подверглось многократной переработке в духе житий святых мучеников Михаила Черниговского, Меркурия Смоленского и князя Довмонта и сказание о гибели великого князя Георгия II Всеволодовича в битве с Батыем на р. Сити. Возникший таким образом «Летописец об убиении благоверного князя...» после канонизации Георгия Всеволодовича (1645—1646 гг.) стал для агиографов основным источником сведений о жизни праведника. Преследования старообрядцев в Заузолье в начале XVIII в. (особенно розыск, проведенный в 1713 г. в Спасо-Раевском монастыре) дали новый импульс развитию китежских легенд: чиновники администрации Петра I в сознании местных жителей встали в один ряд с прочими врагами православия: «литовскими людьми», со Смутного времени оставившими по себе недобрую память, и татаро-монголами. К числу косвенных источников «Легенды о граде Китеже» можно отнести как сказания, сопровождавшие принятие на Руси праздника Покрова, и мотивы великорусских былин о золотом веке (так называемая «Киевская утопия»), так и произведения русской публицистики XIV—XVI вв. (новгородские повести о конце света, концепция «Москва — Третий Рим», споры о «мысленном» и «сущем рае»), эсхатологические мотивы которых опосредованно восходят к сочинению блаженного Августина «О граде Божьем». Образ сокровенной церкви, выходящей из моря перед праведниками, известен из корсуньских легенд о св. Клименте, папе Римском (сохранился рассказ о последнем по времени явлении этого чуда св. Кириллу, создателю славянской азбуки), и находит свои параллели в Апокалипсисе и некоторых сказаниях о чудесах Богородицы. Несомненно и знакомство составителей «Повести и взыскания...» со сказаниями о сокровенных Млевских монастырях, старцах Архангельских и Жигулевских гор и т.п. Собственно слово «Китеж», вероятно, происходит от древнерусского «Кидекша» — «покинутое место»; отсюда варианты: Китеш, Кидиш, былинное Покидош и др. Ударение «Китеж» вошло в литературный обиход после «Исторических очерков поповщины» и романа «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского (1864— 1874 гг.). Фрагмент названия второй части: «взыскание града», — взят из послания апостола Павла (Евр. 13,14). Образы и мотивы «Легенды о граде Китеже» очень популярны в русском фольклоре. Тема сокровенного града-государства праведников встречается в социально-утопических сказаниях о Беловодье, Опоньском царстве и «граде Игната». Отголоски китежских преданий обнаружены в былинах об Илье Муромце и Суровце Суздальце (Покидош-град в сборнике Кирши Данилова), духовных стихах о Егории Храбром. В начале XX столетия, несмотря на предупреждение анонимных составителей «Повести и взыскания о граде сокровенном...» — «скрытников-старцев»: «Кто сомневаться станет или с нечистым помыслом придет, или говорить о том станет <...> казнь примет здесь и в будущем веке», — многие русские поэты, писатели и художники обратились к образам этого произведения (например, А.Н. Майков, С.М. Городецкий, Н. А. Клюев, М.А. Волошин, З.Н. Гиппиус, М. Горький, В.Г. Короленко, М.М. Пришвин и др.). Китеж зачастую представлялся им своего рода русским аналогом Монсальвата или встающих из океана волшебных городов из мифов древней и средневековой Европы (Венета, Офир, Ултима Туле, Атлантида, Рунхольд, Дауры), или буддийской Шамбалы / Шамбхалы (в переводе — «Белый остров»). В романе «Антихрист (Петр и Алексей)» из трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист» образ Китежа противопоставлен лже-раю: Парадизу — Петербургу. На сюжет «Легенды...» С.Н. Василенко написал оперу «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светлояре» (1903 г.). В 1904 г. Н.А. Римский-Корсаков создал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и премудрой деве Февронии», в либретто которой (автор В.И. Бельский) соединились мотивы китежских сказаний и «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Ее первые постановки — в Мариинском (1907 г.) и Большом театре (1908 г.) дали начало полемике о влиянии вагнерианства («Кольцо Нибелунгов») на творчество Римского-Корсакова. Н.А. Бердяев писал о глубинном духовном родстве китежских легенд старообрядцев («раскольников») и вдохновивших события 1917 года, хилиастических по сути, иллюзий русского народа и интеллигенции. В январе 1918 г. С.А. Есенин в «Инонии», «богоборческой и космической поэме о революции», образам старого мира — Святой Руси: Китежу, Радонежу, Московии, — полемически противопоставлял образ новой, рождающейся «иной страны». Вместе с другими произведениями этого есенинского цикла («Преображение», «Иорданская голубица», «Сельский часослов») поэма представляла собой попытку религиозного осмысления пролетарской революции. В начале советской эпохи разгорелась дискуссия о том, отвечает ли «Сказание о невидимом граде Китеже», которое вновь появилось в 1926 г. на сценах Москвы и Ленинграда, задачам социалистического строительства (например, статьи «Боги хороши после смерти» А.В. Луначарского, «Воскресение богов» С. Серова). Ее результатом стало постановление Наркомпроса, разрешавшее «постановку этого спектакля, не чаще <...> одного раза в месяц». В ходе атеистических кампаний 1920-1960-х гг. в окрестности озера Светлояр неоднократно направлялись специальные комиссии. В живописи к образам «Легенды о граде Китеже» обращались А.М. Васнецов, К.А. Коровин, Н.К. Рерих и др. Китеж превратился в один из важнейших символов русской мифо-поэтической и эзотерической мысли XX века. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5351
| |