Древнерусская воинская повесть: основные черты и произведения
Литература Древней Руси согрета удивительно светлой любовью к родине. Она учила мужественно защищать свою отчизну, пробуждала гордость за свою страну, вызывала стремление постоять за ее честь и славу, защитить ее красоту. Проникновенным гимном красоте, величию Русской земли начинает неизвестный автор XIII века «Слово о погибели Русской земли». Восторг автора вызывают красота природы и ее богатство; его восхищают творения рук человеческих — города великие, села дивные, храмы церковные, сады монастырские; он гордится славой и «украшением» Руси — князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Охватив любящим и восхищенным взглядом всю Русскую землю, украшенную Богом и человеком «многими красотами», автор обращается к ее истории. Величественным и славным предстает прошлое Руси. Были тогда на Русской земле князья грозные, сильные и храбрые, отстоявшие независимость Руси, сумевшие вызвать уважение к ней и почтение к себе других народов. Во времена Владимира Мономаха половцы устрашали его именем детей в колыбели; литовцы прекратили набеги («не показывались на свет из своих болот»); венгры укрепляли свои границы; немцы радовались тому, что они далеко — за Синим морем; различные племена платили дань; и даже византийский император посылал русскому князю великие дары. Так могущественна была Русь в прежние времена. И автор преисполнен гордости за Русскую землю, за ее умных и сильных князей, не уронивших чести и славы своей отчизны. До нас не дошел весь текст «Слова», сохранилось только его начало, и мы не знаем, что рассказал автор о погибели «светло светлой» Русской земли. Но прежде чем начать повествование о бедах и горестях своей родины, древнерусский автор хочет пробудить любовь к ней, вызвать гордость за ее славное прошлое и желание спасти ее от погибели. Становление Русского государства проходило в постоянной борьбе с внешними врагами. Неудивительно поэтому, что для древнерусских авторов одна из самых волнующих тем — воинская тема, тема ратной славы. Перечислим лишь некоторые произведения на эту тему. О битве с половцами в 1185 году рассказано в «Летописной повести о походе князя Игоря» и «Слове о полку Игореве»; нашествие Батыя на Русскую землю в 1237 году описано в «Повести о разорении Рязани Батыем»; «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» повествуют о битве на Куликовом поле в 1380 году; «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» посвящена пятимесячной осаде Пскова в 1581 году; о героической обороне Азовской крепости в 1642 году от турок рассказывает «Повесть об Азовском осадном сидении». Воинские повести (так ученые-литературоведы называют произведения, в которых описываются походы, сражения, нашествия, осада городов) важны для нас как исторический источник: из них мы многое узнаем о конкретном событии — Куликовской битве, взятии Рязани, осаде Пскова. Но воинская повесть не только исторический документ, но и художественное произведение. Авторы воинских повестей отбирают наиболее значительные и интересные с их точки зрения факты, о чем-то предпочитают не упоминать, что-то додумывают. Они выстраивают свое повествование так, чтобы вызвать у читателей определенные мысли и чувства, а не просто дать информацию об историческом событии. Мы видим поле, залитое кровью, и чувствуем, какой скорбью и печалью была охвачена Русская земля в годину тяжких испытаний. Мы постепенно начнем понимать, что значили для наших предков доблесть, верность, отвага, достоинство, честь и долг. Обратите внимание на то, что большинство древнерусских воинских повестей рассказывают не о победах русских войск, а о «разорении», «нашествии», «побоище», повествуют об обороне русских городов, защите Русской земли, а не о завоевательных походах в чужие земли. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считает, что в этом проявляются высокие моральные представления русских людей об истории, войнах, героизме, чести. Русская литература прославляла защитников Русской земли, а не тех, кто стремился покорить другие народы. В воинских повестях нет хвастовства своими победами, нет безудержной хвалы князьям и дружине. Самая высокая похвала мужеству князя и его воинов открыто звучит, как правило, только из уст врагов. Древнерусской литературе свойственно объективное, уважительное отношение к своему врагу. Его могли изображать сильным, жестоким, коварным, самонадеянным, но не смешным и не глупым. Авторы воинских повестей не унижали себя насмешками над противником, не позволяли себе недостойных оскорблений по его адресу, они уважали грозного и сильного соперника. Потому и похвала русским воинам в устах врага становилась особенно весомой, и победа над ним вырастала в своем значении. С середины XI и до конца XII века самыми грозными и опасными противниками Руси были половцы, степной народ тюркского происхождения. Русские князья, занятые междуусобицами, не могли дать должного отпора врагу, а иногда вступали в союз с половцами и приводили их на Русскую землю, используя в войнах друг с другом. Но в 80-е годы XII века князья начинают осознавать губительность своих раздоров и, объединенные великим киевским князем Святославом, совершают ряд успешных походов в половецкие земли. Однако в 1185 году, не предупредив князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь новгород-северский князь Игорь Святославич. Он потерпел поражение, и впервые за многие годы русские князья попали в плен. Половцы ринулись на Русскую землю, осадили и разорили города, оставшиеся без князей и дружины, взяли много пленных. И, только узнав о том, что киевский князь Святослав выступил им навстречу, они возвратились в свои земли. Неудачный поход Игоря Святославича в половецкую степь стал темой двух произведений — «Летописной повести о походе князя Игоря» и знаменитого «Слова о полку Игореве», одного из замечательных произведений русской литературы. Охотникова В.И. Древнерусская литература: Учебник для 5-9 классов / Под ред. О.В. Творогова. - М.: Просвещение, 1997 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6189
| |