"Поучение Владимира Мономаха": анализ произведения
Это произведение древнерусской литературы занимает в ней особое место, исследователи признают, что "несколько особняком, как бы вне традиционной системы жанров, стоит один из интереснейших памятников литературы Киевской Руси - так называемое "Поучение Владимира Мономаха". Анализ произведения вы найдете в данной статье. Интересно, что (это присуще древнерусской литературе) еще не так давно Владимиру Мономаху приписывалось авторство одного из фрагментов памятника, который был переписан вместе с собственно авторским текстом, но сейчас установлено, что князь создал собственно "Поучение", свою автобиографию и письмо к Олегу Черниговскому, которые оказались вписаны в "Повесть временных лет", в текст так называемой Лаврентьевской летописи. Отличие "Поучения" от литературы своего времени заключается в первую очередь в том, что оно создано не духовным лицом, который имел на это право, а государственным деятелем, человеком, обладавшем светской властью и сумевшим использовать эту власть во благо Руси. Владимир Мономах (1053 - 1125) был в 1113 - 1125-м годах великим князем киевским, он был внуком Ярослава Мудрого по отцовской линии и византийского императора Константина Мономаха по материнской (за что и получил свое прозвище). Это был исключительно деятельный и умный политик, который оставил заметный след в истории Киевской Руси, он был сторонником единения её для организации совместной защиты русской земли от половцев. Долгая и трудная жизнь, посвященная служению интересам родины, убедила князя в том, что его жизненный опыт может оказаться полезным потомкам, поэтому он и создает своё "Поучение", которое называют его "политическим и нравственным завещанием", в котором изложена особого рода "программа" княжеского поведения, целью которого должно стать всемерное служение делу объединения и процветания Киевской Руси. Уже в самом начале "Поучения" Владимира Мономаха мы видим поэтический образ, с помощью которого князь указывает на завещательный характер своего обращения: "Сидя на санях…" Здесь указывается на ожидание близкой смерти (ведь по древнерусскому обычаю тело усопшего доставляли к месту погребения обязательно на санях - независимо от времени года). Такое начало должно было придать особое значение всему тому, что говорит старый князь, за словами которого стоит честно прожитая жизнь, дающая ему право на "поучение". Может показаться, что "Поучение" Владимира Мономаха обращено только к "детям" князя, но нельзя забывать, что киевский князь был в то время великим князем, по отношению к которому все остальные князья были "детьми" (позже Святослав так же обратится к Игорю и Всеволоду в "Слове о полку Игореве"), поэтому обращение князя адресовано князьям Киевской Руси, которых он призывает в первую очередь помнить о своём княжеском предназначении, быть скромными и верными служителями интересам родной земли: "Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам лишь на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет". Здесь отчётливо видно обращение князя к Библии, на основе которой он строит своё понимание княжеского поведения, оценивает сделанное собой и предлагает другим следовать этим же путём. Кроме того, Владимир Мономах предстает в "Поучении" как образованный, знакомый с книжной традицией и владеющий "даром слова" человек, его речь образна и поэтична, он использует ассоциации с миром природы и общекультурные ассоциации, что создаёт особый язык его произведения, являющийся примером владения художественной речью. Для того, чтобы его речь была более убедительной, автор обращается к примерам из собственной долгой и славной жизни, он приводит "длинный перечень "путей и ловов" (т е. походов и охот), в которых принимал участие с тринадцати лет". Это служит доказательством того, что он сам придерживался в жизни тех же правил, которые рекомендует другим: не злоупотреблял княжьей властью, старался быть справедливым, не давал в обиду слабых, избегал бессмысленного кровопролития, не предавался лени и во всё, что происходило с ним и государством, вникал сам - чтобы понимать причины происходящего и уметь правильно вести себя. Такое завершение "Поучения" Владимира Мономаха показывает нам действительное желание князя оставить после себя след, передать свой жизненный опыт тем, кто после него будет ответственен за судьбу Руси. Именно потому, что он сам в своей жизни следовал таким принципам, он мог со спокойной совестью закончить "Поучение" следующим наставлением: "Прочитав эту грамотку, постарайтесь, дети, совершать всякие добрые дела. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог даст". Не случайно здесь обращение к Богу - ведь княжья власть, как считалось, дается свыше, поэтому и ответственность за то, как ты будешь править, необходимо нести перед Богом. Исследователи древнерусской литературы находят определенную связь между "Поучением" Владимира Мономаха, анализ которого мы провели, и произведениями подобного рода, созданными в других средневековых литературах. Однако нужно помнить, что русский князь не писал литературное произведение, он пытался сохранить для потомков свой духовно-политический опыт, который дался ему слишком дорогой ценой, он хотел предостеречь от повторения своих ошибок тех, на ком лежала ответственность за укрепление на Руси "братолюбия", от которого зависела судьба Руси; "Поучение", таким образом, "не столько опиралось на традиции разных литературных жанров, сколько отвечало политическим потребностям своего времени". И, как оказалось, не только своего, потому что проблема единства народа и страны - проблема вечная, ведь именно от единства зависит, какой будет их, народа и страны, жизнь. Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 13558
| |