Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Жуковский В.А.

В категории материалов: 19
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января (ст. с.) 1783 года в селе Мишенском, Белевского уезда Тульской губернии. Отцом поэта был богатый помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью — пленная турчанка Сальха, названная при крещении Елизаветой Дементьевной. Про появление Сальхи в Мишенском сохранился следующий рассказ: во время походов Румянцева в Турцию многие из крепостных Бунина отправлялись с русскими войсками в качестве маркитантов.


Жуковский под названием своего знаменитого стихотворения «Море» поставил слово «элегия». В словарях можно найти пояснение к этому понятию: лирическое стихотворение, печальное по настроению. Ещё этому жанру приписывают меланхоличность.


Творчество Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) представляет собой важнейший этап в развитии русской литературы XIX в., так как соединяет в себе черты таких литературных направлений этого периода, как классицизм, романтизм и реализм. Творчество Жуковского можно разделить на следующие периоды:


В.А. Жуковский начал писать на полтора десятилетия раньше А.С. Пушкина, но его творчество созвучно поэзии «пушкинской плеяды». Он был не только учителем, но и другом Пушкина, а в 1820 году официально признал первенство своего юного ученика в поэзии.


Элегия «Море» начинает новый этап в поэзии Жуковского, представляет результат его размышлений о связи поэта, поэзии и действительности, реального мира. В элегии «Вечер» Жуковский прекрасно передал течение времени, природные состояния и раздумья человека. Элегия «Невыразимое» запечатлела высокую цель поэта показать «присутствие Создателя в созданье».


Элегия «Невыразимое» — поэтическое произведение зрелого поэта, в котором он после создания ряда шедевров романтической поэзии задаётся вопросом: может ли язык человека передать богатство, красоту и глубину мироздания? Стихотворение и начинается с этого главного вопроса:


Для мировосприятия Жуковского-романтика большое значение имеет понимание присущего романтизму феномена "двоемирия": имеется в виду, что окружающий человека мир недоступен человеческому пониманию, в нем за внешними явлениями, вполне понятными, сокрыта таинственная сущность, постижение которой и составляет сущность поэтического творчества, тайная жизнь природы и внешнего мира позволяет лирическому герою прикоснуться к себе, но это требует огромных душевных усилий и не каждому по силам.


Романтическая элегия Жуковского "Море", анализ которой мы проведем, построена на основе приема олицетворения - лирический герой обращается к морю как к живому существу, он описывает его как живое существо, наделяет его "душой": "Ты живо, ты дышишь, смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты". Очевидно, что именно такой взгляд на море вызван в первую очередь душевными переживаниями самого лирического героя, его "очарование" морем, как мы можем предположить, связано еще и с тем, что оно отвечает каким-то глубинным устремлениям его собственной души, родственной морской стихии во всех ей проявлениях.


Баллада Жуковского "Лесной царь", анализ которой мы проведем, является переводом баллады великого немецкого писателя Гете, в котором Жуковский с большой точностью воссоздал таинственный и драматический мир оригинального произведения, однако сумел внести и своё понимание в отношение автора баллады к герою.


Произведение "Светлана" (1812) представляет собой обращение к уже известной читателю по балладе "Людмила" балладе Г.-А. Бюргера "Леонора", только здесь автор еще более обширно использует русский фольклор и изменяет финал, делая его счастливым для героини. Такая переработка сюжета баллады, изменение её поэтики могут рассматриваться как определённый шаг вперед в сторону оригинального творчества, как сознательный отход от заграничного источника с целью "приближения" русского романтизма к отечественному читателю.


1-10 11-19