Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Жуковский В.А.

В категории материалов: 6
Показано материалов: 1-6
Страницы:

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Пейзаж («лазурное море»), как и в элегии «Вечер», является основой содержательного уровня стихотворения Жуковского «Море», анализ которого нас интересует. Лирический герой «очарован» движением волн, похожим на дыхание («Чем дышит твоя напряженная грудь?»), отражением «светозарной лазури» в зеркале воды, где видны восходы, закаты, золотые на заре облака, звезды, тучи. Море — «бездна», но не страшная, а «покойная», неподвижная. 


Стихотворение «Вечер» (Жуковский), анализ которого мы проведем, — первая в русской литературе оригинальная романтическая элегия. Жуковский стал известен как переводчик произведений европейских поэтов: в начале 1800-х годов он пробовал себя в разных лирических жанрах (ода, гимн, басня, элегия), но толчком к пробуждению его вдохновения становилось творчество других авторов.


К сочинению сказок и вообще творчеству для детей В.А. Жуковский вновь обратился в 40-е годы, когда стали подрастать его собственные дети, Александра и Павел. Поэт составляет для них русскую азбуку, некоторые другие учебные пособия, пишет детские стихи, маленькую стихотворную сказку «Мальчик-с-пальчик», а в 1845 г. — три сказки «Сказку о Иване-царевиче и Сером Волке», «Тюльпанное дерево», и «Кота в сапогах».


«Спящая царевна» (Жуковский) написана в 1831 году по мотивам сказки братьев Гримм «Царевна-шиповник», незадолго перед этим переведенной на русский язык Жуковским (подобный сюжет есть и у Ш. Перро). Вместо гекзаметра поэт использует четырехстопный хорей, в этом сказывается влияние А.С. Пушкина. Василий Андреевич стремится придать своему созданию русский колорит. Герои «Спящей царевны» Жуковского — «добрый царь Матвей», его жена, двор, прекрасная царевна, царский сын.


Летом 1831 г. В.А. Жуковский вместе со своим воспитанником жил в Царском Селе, там же в это время был А.С. Пушкин с молодой женой. Между поэтами возникает своеобразное творческое состязание — оба пишут сказки. Результат — «Сказка о царе Салтане» Пушкина и три Жуковского — «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и незаконченная «Война мышей и лягушек». Первая из них называется пышно, в традициях литературы XVIII в.


Пережив трагедию любви к Маше Протасовой, смерть ее, Андрея Тургенева, родной матери и Марии Григорьевны Буниной, Жуковский становится как бы обитателем двух миров, где стираются грани между жизнью и смертью, реальным и ирреальным. Но человеческое, живое побеждает в нем: «При мысли великой, что я человек, / / Всегда возвышаюсь душою» («Теон и Эсхин»).