Анализ стихотворения "Море" Жуковского
Жуковский под названием своего знаменитого стихотворения «Море» поставил слово «элегия». В словарях можно найти пояснение к этому понятию: лирическое стихотворение, печальное по настроению. Ещё этому жанру приписывают меланхоличность. Такие признаки невозможно обнаружить в тексте произведения Жуковского. Чтобы понять, почему он действовал вопреки толковым и терминологическим словарям, вспомним, что в те времена таких словарей ещё не было, как не было и более точного термина, способного передать философскую направленность стихотворения «Море». Представления о литературных жанрах оставались аморфными, с чем встречаемся мы, обращаясь к творчеству поэтов и писателей — современников Жуковского и его последователей. Стихотворение «Море» включают в школьные программы. Оно с полным основанием заслуживает признания: «титула» программное для всей русской литературы (а возможно, и за её пределами). Это стихотворение породило множество подражаний и послужило причиной того, что Жуковского стали считать зачинателем, первооткрывателем русской поэзии Серебряного века. Трудно найти другое столь опережающее явление, поскольку целое столетие разделяет «Море», созданное в 1822 году, и поэзию Серебряного века, относящуюся к 20—30-м гг. XX в. Жуковский создал шедевр, непревзойдённый и до сего времени. Многими поэтами воспета стихия огня. Жуковский выбрал стихию воды. У него она непредсказуема, изменчива: от состояния полного (поверхностного) покоя до яростного бунта. Сколько поэтов посвятило морю прекрасные стихи! Но именно у Жуковского оно ведёт себя столь необычно — как таинственная стихия. Он называет море «бездной», намекая на то, что нет предела его мощи. Жуковский использует олицетворение. Это излюбленный приём многих поэтов. Он такой древний, что вряд ли кто-нибудь сочтёт его заслугой автора стихотворения «Море». Но само уподобление живому существу, и более того — очеловечивание, превращает море в образ, соотносимый с миром людей, заслуживающий нашего внимания, понимания и даже сочувствия. И всё потому, что причиной и движущей силой всех его «деяний», проявлений стала любовь к светлому небу. Ради него море то млеет, то рвётся из бренных оков, сражаясь с его врагами — мрачными тучами. И какая диалектика, какое единство противоположностей в финале: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. Любовь как движущая сила мира, источник внутренней энергии. Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2014 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1147
| |