Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Тютчев Ф.И.

В категории материалов: 30
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Тема непрочности человеческого бытия, тема неизбежности смерти, ускользающей жизни в творчестве Тютчева неразрывно связана с темой красоты и вечности природы. Природа — источник красоты, удивления и преклонения.


Больше всего мучила и, соответственно, притягивала, интересовала поэта невозможность высказать словом, передать внутренние, глубокие переживания — передать в той их глубине и многообразии оттенков, как это было необходимо. Обратите внимание, что «несказа́нность» — не то же самое, что одиночество.


Ф.И. Тютчев в русской поэзии есть явление неповторимое, несравненное и единственное. Он написал всего около 390 стихотворений, небольших по объёму, и не все они отмечены печатью его гения. Те же, которых коснулось крыло божества, крыло космического совершенства, являют нам картину такой чистой вселенской гармонии, такого единства человеческой души и природы, согласных движений духа и мира, что равных этим тютчевским стихам с их грозами и молниями, с еле заметным колыханием листка и неуловимой поступью любви, с весенними очищающими ливнями и потоками слёз, исторгнутыми из страдающего сердца, в русской поэзии нет.


Изображая мир природы, Тютчев обращает особое внимание на мимолётные, переходные явления наступающего или уходящего времени года или времени суток. Так, его интересует «короткая, но дивная пора» «осени первоначальной», первая весенняя гроза, пробивающиеся сквозь белеющий на полях снег «весенние воды». Эти переходные моменты с их сиюминутной прелестью получают своё отражение в стихотворениях о природе.


Критики часто называют Тютчева классиком в романтизме. Крылатые фразы из тютчевских стихотворений до сих пор на слуху («Умом Россию не понять...», «Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые...» и др.).


Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, недалеко от города Брянска. Самое сердце России — широкие поля и высокие холмы, вековой лес, причудливые изгибы реки Десны, убегающей вдаль. По признанию самого поэта, именно в этом краю, где прошло его детство, рождалось в нём «неопределённое ощущение таинственности и благоговения...».


Стихотворение «Фонтан» представляет собой образец философской лирики Тютчева, построено оно по принципу характерного для поэта сопоставления жизни природы и возможностей человека, как, к примеру, в стихотворении 1835 года «С поляны коршун поднялся...». Однако если в более раннем стихотворении поэт с горечью отмечал обделённость человека, его «бескрылость», то в «Фонтане» и сила воды, и полёт человеческой мысли уравниваются в своём бессилии перед законом земной жизни: любой дерзостный подъём, будь то насыщенная мощью упругая струя или озарение гения, ожидает неизбежный спад.


Стихотворение «Есть в осени первоначальной...» написано 22 августа 1857 года. Точная датировка стихотворения представляет интерес, потому что этот факт приоткрывает для нас тайну поэзии Тютчева: самые первые изменения в природе немедленно находят отклик в чуткой душе поэта и обретают жизнь и бессмертие в слове. Тютчев создаёт поэтический текст как живописец, подбирающий основной цветовой фон картины, свет и тени, положение образов и её атмосферу. Поэтому поэт, описывая картину последних августовских дней, главное внимание уделяет выбору точных эпитетов: день «хрустальный», вечера «лучезарны».


Стихотворение «С поляны коршун поднялся...» написано в период дипломатической службы Тютчева, драматических личных отношений и глубоких раздумий о жизни и свободе человека. Это короткое стихотворение вызвано мыслью о естественной воле птицы и плене человеческого существования. Тема стихотворения по существу романтическая и восходит к традиционному сопоставлению вольной птицы — орла — и человека-узника.


Поэзия Тютчева является величайшим достоянием русской классической литературы. В его лирике получили осмысление глобальные вопросы жизни и смерти, человеческого бытия, судьбы, тайны мироздания.


1-10 11-20 21-30