Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Тютчев Ф.И.

В категории материалов: 24
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Стихотворение «Фонтан» представляет собой образец философской лирики Тютчева, построено оно по принципу характерного для поэта сопоставления жизни природы и возможностей человека, как, к примеру, в стихотворении 1835 года «С поляны коршун поднялся...». Однако если в более раннем стихотворении поэт с горечью отмечал обделённость человека, его «бескрылость», то в «Фонтане» и сила воды, и полёт человеческой мысли уравниваются в своём бессилии перед законом земной жизни: любой дерзостный подъём, будь то насыщенная мощью упругая струя или озарение гения, ожидает неизбежный спад.


Стихотворение «Есть в осени первоначальной...» написано 22 августа 1857 года. Точная датировка стихотворения представляет интерес, потому что этот факт приоткрывает для нас тайну поэзии Тютчева: самые первые изменения в природе немедленно находят отклик в чуткой душе поэта и обретают жизнь и бессмертие в слове. Тютчев создаёт поэтический текст как живописец, подбирающий основной цветовой фон картины, свет и тени, положение образов и её атмосферу. Поэтому поэт, описывая картину последних августовских дней, главное внимание уделяет выбору точных эпитетов: день «хрустальный», вечера «лучезарны».


Стихотворение «С поляны коршун поднялся...» написано в период дипломатической службы Тютчева, драматических личных отношений и глубоких раздумий о жизни и свободе человека. Это короткое стихотворение вызвано мыслью о естественной воле птицы и плене человеческого существования. Тема стихотворения по существу романтическая и восходит к традиционному сопоставлению вольной птицы — орла — и человека-узника.


Поэзия Тютчева является величайшим достоянием русской классической литературы. В его лирике получили осмысление глобальные вопросы жизни и смерти, человеческого бытия, судьбы, тайны мироздания.


Мировым, космическим, вселенским духом проникнуто всё творчество Ф.И. Тютчева. В каком-то смысле этого поэта можно назвать космополитом: в его понимании родина человека — это Земля. В его лирике отсутствует тема смерти как таковая — ей противопоставлен мотив растворения человека в бессмертном мире природы, слияния человеческой души с «беспредельным».


Сейчас уже не так важно, кого именно обозначают буквы, вынесенные в заглавие стихотворения "К.Б." ("Я встретил вас – и все былое…"). Главное - что в жизни поэта произошла встреча, результатом которой стало появление одного из шедевров интимной лирики русской литературы XIX века.


Интимная лирика Тютчева в стихотворении "Я очи знал, - о, эти очи!.." выступает как страстное чувство, в котором соединяются воспоминания о прошлом и, очевидно, настоящее, какие-то события в котором и вызвали эти воспоминания.


Стихотворение "О, как убийственно мы любим…", анализ которого мы проведем, связано с чувством любви к Е. А. Денисьевой. Оно относится к интимной лирике, однако здесь есть и философские моменты, связанные в первую очередь с осмыслением ответственности человека за того, кого он любит, и за чувство любви как дар, который необходимо беречь.


При публикации стихотворения "Не то, что мните вы, природа…" в III томе "Современника" цензурой были исключены из него две строфы, в которых, очевидно, были выражены наиболее откровенные мысли поэта о связи человека и природы и о природе как матери человеческой души, и строфы эти до нас не дошли: в тексте стихотворения, по настоянию Пушкина, они были отмечены точками.


"Тени сизые смесились…", анализ которого мы проведем, - произведение, в котором наиболее полно выражено неразрывное единство души лирического героя и мира природы. Это достигается не только с помощью описания картин природы и переживаний лирического героя, но и с помощью очень интересной "формулы", найденной Тютчевым: "Час тоски невыразимой!.. Всё во мне, и я во всем!.."


1-10 11-20 21-24