Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Тютчев Ф.И.

В категории материалов: 9
Показано материалов: 1-9
Страницы:

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Значимым откликом Тютчева на роковые минуты истории стало стихотворение «14-ое декабря 1825», анализ которого мы проведем. Оно было создано в 1826 году. Как свидетельствует название, поэт посвятил его восстанию декабристов.


Прославленное стихотворение 1830 года «Цицерон» (Тютчев), анализ которого мы проведем, обращено к истории Древнего Рима. Оно рисует знаменитого оратора этой эпохи, оказавшегося свидетелем не столько римской славы, сколько очевидцем «ночи Рима» (здесь возникает перекличка с пейзажной тютчевской зарисовкой ночного города античности).


Особое место в стихах Тютчева занимают философские размышления о человеке в мире. Поэт принёс в отечественную поэзию свежую тему слитности личности с круговращением в природе, с противоборством в ней тьмы и света. Человек в представлении Тютчева является частицей природы, он «вписан в неё», растворен в ней и вбирает её в себя.


В продолжение пушкинской мысли об «улыбке прощальной» жизни, которая ощущается в поздней любви на «закате печальном» существования человека на земле (А.С. Пушкин. «Безумных лет угасшее веселье...»), лирический герой стихотворения «Последняя любовь» (Тютчев), анализ которого мы проведем, видит в чувстве, посетившем его «на склоне... лет», зарю, вечерний свет. Фрагмент состоит из трех четверостиший четырехстопного метра.


В стихотворении «Я очи знал, - о, эти очи!» Тютчева, анализ которого мы проведем, любовь предстает пограничным состоянием, когда человек на мгновение осознает свое высшее предназначение. Рассматривая его в контексте Денисьевского цикла, можно заметить, что обрисовка портрета возлюбленной является лишь преддверием философского анализа. Глаза любимой — это страстные очи, скрытые в густой тени ресниц, темные, как «волшебная... ночь».


В стихотворении «Тени сизые смесились…» (Тютчев), анализ которого мы проведем, возникает картина ночной природы. Форма исповедального излияния способствует тому, что в каждой подробности очевидна специфика лирического восприятия. Темнота скрывает цвета предметов, в ночной тишине кажется, что звуки уснули, движение замерло, вся жизнь приостановила свой ход:


В творчестве Тютчева пейзажная лирика занимает важное место. Природа — разноплановый образ, но наблюдение ее черт всегда вызывает потребность в философском осмыслении. В ней находится место для проявления романтического двоемирия и в то же время для воссоединения бездн, так как в зарисовках ее мгновенных состояний проглядывают бессмертные закономерности. Как радуга, она неощутимо скрепляет полюса. Чуткому восприятию художника открываются в ней красота, душа, родственная близость.


Лирический герой стихотворения «Весенняя гроза» (Тютчев), анализ которого мы проведем, передает свое восхищение первыми грозами в начале мая. Он вслушивается в раскаты грома, воспринимая их как детскую резвость природы, заражающую весь мир, который «вторит весело» их игре. В первых трех четверостишиях (четырехстопный ямб) возникает образ грозы, «грохочущей», гремящей над лесом и горой. 


Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать...», написанное в Санкт-Петербурге 27 февраля 1869 года, впервые было напечатано лишь 34 года спустя в альманахе «Северные цветы» за 1903 год.