Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Тютчев Ф.И.

В категории материалов: 21
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Поэзия Тютчева является величайшим достоянием русской классической литературы. В его лирике получили осмысление глобальные вопросы жизни и смерти, человеческого бытия, судьбы, тайны мироздания.


Мировым, космическим, вселенским духом проникнуто всё творчество Ф.И. Тютчева. В каком-то смысле этого поэта можно назвать космополитом: в его понимании родина человека — это Земля. В его лирике отсутствует тема смерти как таковая — ей противопоставлен мотив растворения человека в бессмертном мире природы, слияния человеческой души с «беспредельным».


Сейчас уже не так важно, кого именно обозначают буквы, вынесенные в заглавие стихотворения "К.Б." ("Я встретил вас – и все былое…"). Главное - что в жизни поэта произошла встреча, результатом которой стало появление одного из шедевров интимной лирики русской литературы XIX века.


Интимная лирика Тютчева в стихотворении "Я очи знал, - о, эти очи!.." выступает как страстное чувство, в котором соединяются воспоминания о прошлом и, очевидно, настоящее, какие-то события в котором и вызвали эти воспоминания.


Стихотворение "О, как убийственно мы любим…", анализ которого мы проведем, связано с чувством любви к Е. А. Денисьевой. Оно относится к интимной лирике, однако здесь есть и философские моменты, связанные в первую очередь с осмыслением ответственности человека за того, кого он любит, и за чувство любви как дар, который необходимо беречь.


При публикации стихотворения "Не то, что мните вы, природа…" в III томе "Современника" цензурой были исключены из него две строфы, в которых, очевидно, были выражены наиболее откровенные мысли поэта о связи человека и природы и о природе как матери человеческой души, и строфы эти до нас не дошли: в тексте стихотворения, по настоянию Пушкина, они были отмечены точками.


"Тени сизые смесились…", анализ которого мы проведем, - произведение, в котором наиболее полно выражено неразрывное единство души лирического героя и мира природы. Это достигается не только с помощью описания картин природы и переживаний лирического героя, но и с помощью очень интересной "формулы", найденной Тютчевым: "Час тоски невыразимой!.. Всё во мне, и я во всем!.."


Название стихотворения "Silentium!", анализ которого мы проведем, переводится с латыни как "Молчание!", и оно в самом деле представляет собой гимн молчанию как форме отношения человека к миру.


Описание летней грозы дается в стихотворении "Как весел грохот летних бурь…" в мрачно-весёлом духе, и в этом проявляется "пограничность" восприятия мира природы лирическим героем. С одной стороны, образ "бури" вызывает тревожные ощущения, этому способствуют образы "задрожавшей дубравы" и "смущённой" "небесной лазури", то есть образы, в которых отчётливо выражена разрушительная тенденция.


"Умом Россию не понять…" - самое, наверное, знаменитое четверостишие в русской поэзии, в котором Тютчев удалось в афористической форме выразить своё сложное отношение к России.


1-10 11-20 21-21