Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тютчев Ф.И.

"Накануне годовщины 4 августа 1864 г." (Тютчев): анализ стихотворения

  • Статья
  • Еще по теме

Когда читаешь строки этого стихотворения, воображение рисует картину огромного равнодушного пространства, желтую ленту дороги, по которой бредет одинокий человек. И тут же невольно возникает вопрос: почему он так одинок и безутешен? В чем причина его несчастья?

Ответ следует искать в нелегкой, но необыкновенно интересной судьбе автора этих строк - Федора Ивановича Тютчева. О Тютчеве-поэте написано много. Многое известно и о его частной жизни, особенно о последнем романе с юной Еленой Денисьевой. Драматизм ситуации заключался в том, что Тютчев сохранил привязанность и к «законной» семье: к жене, которую называл своим «земным провидением», к детям. Двусмысленность положения Денисьевой в обществе, тяжелая болезнь ускорили финал трагедии: в августе 1864 года в возрасте тридцати восьми лет Елена Александровна умерла.

Пережитая поэтом драма отразилась в «денисьевском цикле», одном из лучших образцов русской любовно-психологической лирики. Стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» - одно из лучших стихотворений цикла.

Произведение, созданное Тютчевым, очень личное. Смысл его названия ясен только для посвященных: 4 августа 1864 года - день смерти Елены Денисьевой. Накануне годовщины этого рокового дня и было создано это стихотворение. Обращает на себя внимание тот факт, что автор нигде: ни в названии, ни в самом тексте произведения - не упоминает слова «смерть», заменяя его многозначным и одновременно нейтральным - «годовщина».

Стихотворение небольшое по объему – три строфы, всего двенадцать стихотворных строчек, но сколько в них боли, сколько тоски! Система художественных образов поражает своей простотой и сложностью одновременно. Два героя в стихотворении - Он и Она. Лирический герой показан с достаточной определенностью: мы можем составить представление о его физическом и эмоциональном состоянии. Он, по всей вероятности, немолод: «Вот бреду я вдоль большой дороги...». Брести - значит идти с трудом или медленно, брести может только очень уставший человек. Следующие строки подтверждают это предположение: «Тяжело мне, замирают ноги...». Но не только телесная усталость томит героя, Тютчев, как всегда, многозначен. Главное, определяющее состояние персонажа – душевная усталость. «Тяжело» прежде всего на сердце, «замирают ноги» от волнения.

Время действия - гаснущий день. Поэт всегда любил изображать «переходные состояния» природы. Это стихотворение не является исключением: в нем показан процесс «перетекания» дня в вечер. В первой строфе еще день («в тихом свете гаснущего дня»), во второй - уже вечер («улетел последний отблеск дня»). Герой как бы «переходит» из одного времени в другое. Вечер и ночь для Тютчева – любимое время суток. Именно с наступлением темноты, оставшись наедине с окружающим миром и с самим собой, человек может приблизиться к тайнам бытия и заглянуть вглубь собственной души. А там - пустота и отчаяние, и единственный вопрос рвется наружу: «Друг мой милый, видишь ли меня?».

Следует обратить внимание на одну очень важную деталь. Лирический герой - путник, Тютчев прочно «привязывает» его к «большой дороге». Дорога - традиционный образ русской поэзии (вспомним произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова), образ, как правило, символический. Дорога - жизненный путь, прожить жизнь - пройти свой путь. Уставший и одинокий герой Тютчева уже где-то в конце своего пути, и поэтому так обостренно и мудро воспринимает он все земное. И мучается над тем же, единственно важным для него сейчас вопросом: «Ангел мой, ты видишь ли меня?».

Адресат этого горького обращения - незримая Она - на первый взгляд, вне текста, но ее образ проходит через все стихотворение. Каждая строфа заканчивается обращением к ней, причем, в последней строфе обращение повторено дважды. Лирический герой ни разу не называет ее традиционно: возлюбленная, дорогая, милая. Она для него не просто любимая женщина, она прежде всего «друг... милый». И это подчеркивает не только близость героев, но и духовное родство: друг - и единомышленник, и человек, близкий по мироощущению. Отсюда еще сильней горечь потери: ушел из жизни самый дорогой человек. Она не только друг – она ангел. Ангел - не просто ласковое обращение, не просто указание на хороший, «ангельский» характер. Ангел - светлое, бестелесное существо, посланец Бога, оберегающий человека, покровительствующий ему. Говоря «ангел», лирический герой хочет подчеркнуть высшую степень добра, любви и совершенства, воплотившуюся в облике любимой.

Герой стихотворения ощущает себя «накануне» - накануне страшной годовщины , «рокового дня», дня «молитвы и печали». Он будет завтра, этот горький день, когда придет трезвое осознание безвозвратной утраты. Но сегодня, сейчас, так хочется верить в то, что любимая не умерла, что она где-то рядом, в «свете гаснущего дня», и в темноте надвигающегося вечера, и в высоте поднебесной. Так хочется верить в то, что она «растворилась» во всем этом божьем мире и стала его частицей, что она - везде. И стон измученной души, и жалоба одинокого сердца, и отчаяние безнадежности в вопросе, повторенном трижды: «... видишь ли меня?».

Содержание стихотворения определяет его форму. Стройность композиции, точность и выразительность деталей, предельная строгость и простота изобразительных средств - вот, что привлекает в этом лирическом произведении. Поэт избирает трехчастную композицию, причем, в каждой из частей, во второй строке повторяется ведущий образ (день), а в каждой четвертой - рефрен (вопрос-обращение к любимой).

Первая часть, вторая строка: «В тихом свете гаснущего дня...». Вторая часть: «Улетел последний отблеск дня...». Третья: «Завтра память рокового дня...». Образ дня расширяется от реального - (гаснущий день) к символическому (память рокового дня). Рефрен («Ангел мой, ты видишь ли меня?») усиливает мотив одиночества и печали.

Интересно и графическое оформление текста. Каждая строка в каждой части заканчивается многоточием, а каждая четвертая - вопросом. Это придает стихотворению особый ритм. Пауза, созданная многоточием, замедляет темп движения текста и отражает состояние души лирического героя, находящегося в глубоком раздумье. Такую же функцию выполняет и вопрос.

В стихотворении почти нет цвета, и это закономерно: мир, из которого уходит любовь, теряет яркость. Мир лирического героя – мир полутонов, «тихих», размытых красок, («в тихом свете гаснущего дня», «отблеск дня», «все... темнее над землею»). Этот печальный мир - отражение души героя, души, лишенной радости и надежды.

Глубина выражения чувства и безупречность формы делают это стихотворение одним из лучших в «денисьевском цикле».

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

🔍 смотри также:
Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6877