Главная » Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П. |
В категории материалов: 69 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 ... 6 7 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Пьеса «Вишневый сад», завершившая творческую биографию А.П. Чехова, была сыграна актерами Художественного театра 17 января 1904 года. Автора ждала новая волна успеха, и мало кто догадывался, каких усилий этот успех ему стоил. |
Один из современников Чехова заметил, что по рассказам писателя можно восстановить жизнь России конца XIX века до мельчайших подробностей. Восемь тысяч персонажей — представителей разных слоев общества, разных возрастов, характеров, взглядов — дают нам представление о ней. |
80-90-е годы XIX столетия для России были годами жесточайшего полицейского террора. «Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте»,— говорил один из героев рассказа Чехова «Человек в футляре». |
Историко-социальный аспект конфликта «Вишнёвого сада» (1904) связан со сменой социальных укладов. Дворянское поместье переходит в руки купца-предпринимателя. Ситуация осложнена тем, что новым владельцем усадьбы становится внук крепостного помещиков Гаевых. На аукционе Лопахин пусть непреднамеренно и азартно, но все-таки принимает «хищное» решение. |
Каждый из героев пьесы «Дядя Ваня» (1897) стремится к счастью, и каждый несчастлив. Сорокасемилетний Иван Петрович Войницкий, всю свою жизнь подчинивший служению известному профессору Серебрякову, теперь нуждается в счастье, но его запоздалая любовь к Елене Андреевне безнадежна. Доктор Астров талантлив, незауряден, любим женщинами, но он измотан мелкими дрязгами провинциальной жизни и потихоньку спивается. |
В прозе Чехова тема прозрения часто связана с темой пути. В начале рассказа «Студент» (1894) голодный и продрогший студент духовной академии, Иван Великопольский, возвращается с охоты. Он раздражен резкой сменой весенней погоды («Запахло зимой») и в этот момент по-особому воспринимает время, связывая его с идеей дурной повторяемости. |
Сахалинские впечатления отразились в художественном творчестве Чехова. «Палата № 6» (1892) — одно из самых его мрачных произведений. В нем создан образ удручающей провинциальной российской жизни. В повести, как уже отмечено в чеховедении, за парадоксом следует парадокс. |
Главные герои повести Чехова «Дуэль» — рефлектирующий филолог и деятельный ученый-естественник. Они придерживаются разных убеждений, и столкновение между ними, казалось бы, неизбежно. Однако их идеологическая схватка невозможна: персонажи — всего лишь носители культурных штампов рубежа 1880—1890-х гг. |
Литературным предшественником повести «Скучная история» (1889) явилась «Смерть Ивана Ильича» (1886) Л.Н.Толстого. В толстовской повести взгляд умирающего человека обращен исключительно в прошлое. Герой Толстого, прозревая сущность жизни, понимает, как ему не надо было жить. У Чехова герой — старый человек, он, как и толстовский герой, стоит перед лицом смерти. |
Сценка — небольшое произведение, умещающееся в одной-двух колонках журнальной или газетной страниц и представляющее собой «картинку с натуры», организующим центром которой был диалог. Сценка предполагала минимальную дистанцию между героем, рассказчиком и читателем: она рождалась из повседневных, хорошо известных городскому обывателю житейских ситуаций. Автор- журналист шел «от жизни, от увиденного, а не от литературы, не от прочитанного» |