Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Чехов А.П.

"Палата №6": анализ повести Чехова

  • Статья
  • Еще по теме

Сахалинские впечатления отразились в художественном творчестве Чехова. «Палата № 6» (1892) — одно из самых его мрачных произ­ведений. В нем создан образ удручающей провинциальной россий­ской жизни. В повести, как уже отмечено в чеховедении, за парадок­сом следует парадокс. Громов, проповедующий активную жизненную позицию и говорящий «о человеческой подлости, о насилии, попи­рающем правду, о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле», бездеятелен и сидит в сумасшедшем доме. А доктор Рагин, равнодушный к страданиям больных и вопиющим беспорядкам во­круг, занимается медицинской практикой. Протестующий и вызыва­ющий симпатии читателя Громов психически болен, а пассивный доктор совершенно здоров. Завершает повесть новый парадокс: оба оказываются в одной палате, и оба приговорены тем самым к смерти. Неотвратимый конец для них несет ограниченный и тупой сторож Никита, стоящий на страже порядка и чувствующий себя полным хо­зяином. Он действует агрессивно, бесконтрольно и безнаказанно.

Повесть Чехова «Палата № 6» выявляет в существовании усиленно мыслящего челове­ка неразрешимые противоречия. Экзистенциальные вопросы, вста­ющие перед много читающим человеком, непосильны для него. Од­нако думающий герой не может отказаться от попыток найти ответы на эти мучительные вопросы, в противном случае его поглотит тупая и агрессивная жизнь обывателей. С одной стороны, задаваясь этими вопросами, доктор Рагин остается мыслящим, сохраняет себя как homo sapiens, с другой, — погружение в них грозит ему полным раз­рывом с широким миром людей, живущих вне экзистенциальных вопросов и умственных потребностей.

Доктор, читая философов, обращается к духовным ценностям за­падноевропейской культуры. Рагин воспринимает их субъективно: подтверждение своим взглядам он находил у Марка Аврелия, почему- то игнорируя призыв философа сочувствовать и помогать другим людям. Рагин шире, чем большинство людей в городе, видит и глуб­же понимает мир, однако не замечает в окружающем самого значи­тельного: красоту природы и сердечную заботу женщины. Рагин так и не обратил внимания на Дарьюшку, а она заботилась о нем при жизни, она же пришла проводить его в последний путь. В предсмерт­ные минуты перед Рагиным мелькнул образ «необыкновенно краси­вых и грациозных» оленей, но и этот новый в его жизни образ исключительно книжный: он был навеян герою вчерашним чтением. Все напряжение его ума ушло в бесплодное и ограниченное умствование.

Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. - М.: "Академия", 2012

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 938