"Палата №6": анализ повести Чехова
Сахалинские впечатления отразились в художественном творчестве Чехова. «Палата № 6» (1892) — одно из самых его мрачных произведений. В нем создан образ удручающей провинциальной российской жизни. В повести, как уже отмечено в чеховедении, за парадоксом следует парадокс. Громов, проповедующий активную жизненную позицию и говорящий «о человеческой подлости, о насилии, попирающем правду, о прекрасной жизни, какая со временем будет на земле», бездеятелен и сидит в сумасшедшем доме. А доктор Рагин, равнодушный к страданиям больных и вопиющим беспорядкам вокруг, занимается медицинской практикой. Протестующий и вызывающий симпатии читателя Громов психически болен, а пассивный доктор совершенно здоров. Завершает повесть новый парадокс: оба оказываются в одной палате, и оба приговорены тем самым к смерти. Неотвратимый конец для них несет ограниченный и тупой сторож Никита, стоящий на страже порядка и чувствующий себя полным хозяином. Он действует агрессивно, бесконтрольно и безнаказанно. Повесть Чехова «Палата № 6» выявляет в существовании усиленно мыслящего человека неразрешимые противоречия. Экзистенциальные вопросы, встающие перед много читающим человеком, непосильны для него. Однако думающий герой не может отказаться от попыток найти ответы на эти мучительные вопросы, в противном случае его поглотит тупая и агрессивная жизнь обывателей. С одной стороны, задаваясь этими вопросами, доктор Рагин остается мыслящим, сохраняет себя как homo sapiens, с другой, — погружение в них грозит ему полным разрывом с широким миром людей, живущих вне экзистенциальных вопросов и умственных потребностей. Доктор, читая философов, обращается к духовным ценностям западноевропейской культуры. Рагин воспринимает их субъективно: подтверждение своим взглядам он находил у Марка Аврелия, почему- то игнорируя призыв философа сочувствовать и помогать другим людям. Рагин шире, чем большинство людей в городе, видит и глубже понимает мир, однако не замечает в окружающем самого значительного: красоту природы и сердечную заботу женщины. Рагин так и не обратил внимания на Дарьюшку, а она заботилась о нем при жизни, она же пришла проводить его в последний путь. В предсмертные минуты перед Рагиным мелькнул образ «необыкновенно красивых и грациозных» оленей, но и этот новый в его жизни образ исключительно книжный: он был навеян герою вчерашним чтением. Все напряжение его ума ушло в бесплодное и ограниченное умствование. Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. - М.: "Академия", 2012 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 938
| |