Главная » Статьи » Литература 19 века » Крылов И.А. |
В категории материалов: 19 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
1. Творческий путь И.А. Крылова 2. Тематика произведений 3. Художественный метод и стиль 4. Литературная позиция |
Сюжет произведения основан на басне Лафонтена «Лев и Крыса», которая восходит ещё к Эзопу, однако на русском языке использовался впервые. Обращение к теме отношения власти к подданным было вызвано политической ситуацией в государстве, пережившем сильнейшие потрясения в первой трети XIX века. В обществе усиливалась социальная напряжённость, и это требовало гуманного и уважительного отношения к простому народу, чьим трудом государство держалось и крепло. |
Мораль басни «Бедный Богач» основывается на народной мудрости, отразившейся в пословице: «Скупой богач беднее нищего». Это верное наблюдение часто получает подтверждение в жизни, ведь богатый человек, который из жадности не может потратить деньги ни на себя, ни на других, живёт скудно, словно бедняк. |
Басня «Кошка и Соловей» написана Крыловым в последние годы царствования Александра I, годы усиления цензуры над литературными произведениями в связи с осложнившейся политической ситуацией в России. Возможно, басня стала ответом Крылова на требование цензуры переделать недавно до этого написанную басню «Рыбья пляска», поскольку цензоры усмотрели в ней сатиру на царя. |
Басня «Волк на псарне» отражает переломный момент в Отечественной войне 1812 года. Наполеон, осознавший угрозу поражения для своей кампании, 23 сентября 1812 года послал Кутузову предложение мира, на что русский полководец ответил решительным отказом, поскольку соотношение сил к этому моменту резко переменилось: французская армия слабела и солдаты голодали, а русская — крепла. |
Басня «Демьянова уха» состоит из двух частей, первая часть представляет собой бытовую историю, в которой хлебосольный хозяин донельзя закармливает своего гостя, вторая же часть — мораль, обращённая к писателю, без меры потчующему окружающих чтением своих произведений. |
В 1876 году молодой поэт И.И. Дмитриев, впоследствии первым открывший талант Крылова-басенника, поместил в журнале свой перевод статьи французского философа-просветителя Луи-Себастьяна Мерсье, в которой было высказано рассуждение, несомненно, послужившее впоследствии основой басни «Листы и Корни»: «...они суть потаённые корни, питающие гордые листвия, коими превозносится дерево, ими преосенённое. Из сих-то скрытных и животворящих протоков изобилие твоё истекает, для чего ж бы тебе смотреть на один токмо стебель?» В этой фразе сосредоточена мысль басни Крылова, но направлена она не только на проблему социального неравенства людей. |
Большинство своих басен Крылов написал по конкретному поводу, и его сатира часто была направлена против вполне определённых лиц. Такая особенность всегда характерна для исторических басен, которые создаются на основе каких-то современных событий, это отражает важное свойство басенного творчества Крылова — злободневность. Такова басня «Квартет», написанная как сатира на Государственный совет, сформированный в 1810 году. |
Басня «Разборчивая Невеста» была одной из первых двух, показанных Крыловым поэту Дмитриеву. Она представляет собой перевод басни французского баснописца Ж. Лафонтена и является примером морально-бытовой басни. Название «Разборчивая Невеста» дано самим Крыловым, этим автор сразу указывает на основную проблему, поднятую в произведении. |
Благодаря басне Крылов получил возможность разговаривать с читателем, не вступая с ним в бесплодный спор. Умная, точная, насмешливая басня сама достигала цели. Например, читателю басни «Волк и Ягнёнок» (1808) не нужно объяснять её смысл — он прозрачен и неоспорим. Басни Крылова разнообразны по тематике: большие группы составляют политические, философские, исторические и морально-бытовые басни. |