Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

В категории материалов: 91
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 9 10 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Будучи проверенной жизнью, теория Раскольникова рассыпалась как карточный домик — по Достоевскому это означает, что она не отвечала нравственным принципам человеческого общества. По мнению писателя, любая теория жизни рано или поздно станет несостоятельной, поскольку сама жизнь в конечном итоге всегда будет более полной, справедливой и основательной, чем всякая сколь угодно хитрая теория, придуманная человеком. Жизнь отвергает и жестокую идею главного героя.


Город Санкт-Петербург с самого своего основания прочно занял позиции в произведениях русских писателей как место действия, а порой и в качестве главного героя. К его образу обращались А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, поэты Серебряного века — А. Блок, О. Мандельштам, А. Ахматова. Замечательные образы Петербурга многих эпох — от Петра I до начала XX века — запечатлел в своем творчестве А.Н. Толстой. Не ушёл от этой темы и Ф.М. Достоевский: в романе «Преступление и наказание» этот город предстаёт свидетелем или даже участником разыгравшейся в его недрах жизненной трагедии.


Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель». Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.


Незванова Неточка (Анна) — главная героиня, рассказчица. Белокурые волосы, голубые глаза. Мечтательная, впечатлительная и кроткая девочка. Она вспоминает о своем детстве, которое помнит, по ее словам, только с девятого года.


Мальчик — главный герой рассказа «Мальчик у Христа на елке» из «Дневника писателя». Лет шести. Соотносим с Нелли в «Униженных и оскорбленных», Илюшечкой Снегиревым в «Братьях Карамазовых».


Терентьев Ипполит — один из центральных героев романа. Юноша лет семнадцати-восемнадцати, умирающий от чахотки. Умное, но постоянно раздраженное выражение лица, худ как скелет и бледно-желт, глаза сверкают, на щеках горят два красных пятна. Впервые появляется в компании Бурдовского, пришедшей требовать от князя Мышкина вознаграждения для якобы сына его благодетеля. После выяснения, что Бурдовский вовсе не сын Павлищева, фактически остается один в центре внимания, исповедуясь и одновременно самоутверждаясь.


Рогожин Парфен Семенович — один из главных героев романа «Идиот». Сын богатого купца, потомственного почетного гражданина, наследник огромного состояния. Лет двадцати семи, небольшого роста, курчавый и черноволосый, с серенькими маленькими, огненными глазами. Резкий взгляд. Нос широк и сплюснут, скуластое, мертвенно-бледное лицо, губы тонкие, постоянно складывающиеся в наглую, насмешливую и злую улыбку.


Карамазов Федор Павлович — один из главных героев романа. Отец Ивана, Дмитрия, Алеши и Смердякова. Помещик из мелких, одно время приживальщик («а потому человек чуткий и тонкий на обиду»), сладострастник, пьяница, наслаждающийся сознанием своей скверны, в которой живет открыто, тогда как все другие, по его словам, втайне.


Карамазов Дмитрий Федорович (Митя) — один из главных героев. Прототипами Дмитрия могли быть: в фабульном плане — мнимый «отцеубийца из дворян», осужденный на каторгу за чужое преступление Д. Н. Ильинский, дважды упомянутый в «Записках из Мертвого дома» (Достоевский познакомился с ним на каторге), в плане облика и поведения — хорошо знакомый Достоевскому в 1860-е гг. поэт и критик А. А. Григорьев.


Карамазов Алеша — один из главный героев. Сын Федора Павловича и его второй жены, смиренной Софьи Ивановны, которую тот называет кликушей. Роман «Братья Карамазовы» был задуман Достоевским как первая часть жизнеописания Алеши, «положительно прекрасного человека».


1-10 11-20 21-30 ... 81-90 91-91