"Братья Карамазовы": анализ романа Достоевского
Сомнения и творческие колебания писателя относительно переустройства мира на началах правды и справедливости в полной мере сказались в его последнем романе — «Братья Карамазовы» (1880), где «текущая действительность» предстала в сложном сплаве с исторической, философской и фантастической символикой. В основе сюжета романа — история совершившегося в провинциальном городке убийства главы семьи одним из его сыновей и осуждение за это невиновного. Кто же эти люди? Все члены семейства Карамазовых обуреваемы какой-либо страстью. По словам Достоевского, отец, Федор Павлович, — «раб сладострастия», его сын Иван — «атеист и отчаяние», Дмитрий — «весь фанатик», одержимый ненавистью «к родителю» и страстью к красавице Грушеньке, Алеша — «будущее поколение, живая сила», и, наконец, незаконнорожденный Смердяков — «дурной синтез» начал Ивана и Дмитрия. Борьба веры и безверия, идей социализма и православия составляет стержень произведения, вобравшего частично замыслы неосуществленных писателем работ: «Атеизм» и «Житие великого грешника». Особый накал страстей, до крайности заостренные идейные споры составляют специфику романа. Проблемы бунта и смирения, свободы и авторитета, религии и атеизма заостряются с горячностью и надрывом, колоссальной энергией и захватывающим красноречием. В истории «одной семейки» как бы просматриваются судьба России и человечества, искания интеллигенции, открываются горизонты обширной социально-философской эпопеи. Карамазовщина, с ее духовным развратом и «трагической безалаберщиной», осуждается писателем, противопоставляющим задумчивого и серьезного, бескорыстного и целомудренного Алешу его братьям, обуянным гордыней и нечистыми страстями. Именно с ним связывает писатель тему обновления общества, говоря о нем как о «герое из нового поколения». Публикация «Братьев Карамазовых» всколыхнула критическую мысль. «Роман читают всюду, пишут мне письма, читает молодежь, читают в высшем обществе, в литературе ругают или хвалят, и никогда еще, по произведенному кругом впечатлению, я не имел такого успеха», — писал автор. Противники и почитатели писателя оказались единодушными в признании остроты философской проблематики романа, злободневности его звучания, убеждающего реализма повествования, а также в предсказании колоссального воздействия его на будущность литературного процесса не только в России, но и в мировом масштабе. Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1603
| |