Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Иван Карамазов: образ героя романа "Братья Карамазовы"

  • Статья
  • Еще по теме

Иван Федорович Карамазов — средний сын Федора Карамазова, отличается умом, но по своему менталитету он — юноша темного характера. В нем постоянно ощущается какая-то глубоко запрятавшая себя душевная слабость.

Иван Карамазов испытывает тайное желание устранить своего беспутного отца. То же чувство испытывает и его сводный младший брат лакей Смердяков, но Иван страшно боится того, как бы его желание не вышло на поверхность. До такой степени, что он сам себе не отдает в этом отчета. А если он и ощущает что-то подобное, то он все равно не хочет об этом знать.

Иван живет на втором этаже дома Карамазовых, он тщательно прислушивается к тому, что происходит внизу. Он хочет знать, жив отец или уже умер. Если Дмитрий во всеуслышание грозится убить отца, то Иван из укромного уголка подсматривает за ним. Он изо всех сил скрывает свое заветное желание, и все время оправдывает себя.

«Невеста» Дмитрия, красавица Катерина, напоминает своим обликом студентку. Она тайно влюблена в Ивана. Он знает об этом, но не предпринимает никаких шагов — ни в ее сторону, ни от нее. Он тоже любит Катерину, но предпочитает оставаться там, где он находится. Иван Карамазов боится познать свою душу. В общем, этот человек не способен к решительным действиям.

Неясное желание Ивана избавиться от отца передается Смердякову. Смердяков прислуживает за обеденным столом, и он неоднократно слышит разговоры Ивана с Федором. В речах Ивана нет места Богу и Страшному Суду, поэтому и осуждение зла является для него лишь фигурой речи, за всем этим сокрыт атеизм — «все позволено». В глазах Смердякова все эти рассуждения — лишь камуфляж, он воспринимает их как разрешение на убийство Федора. Для самого Ивана убийство неприемлемо, но, возможно, за его речами скрывается именно такой «разрешительный» смысл.

По просьбе отца Иван Карамазов отправляется в близлежащую деревню. Перед отъездом он разговаривает со Смердяковым. Это очень двусмысленный разговор, который можно истолковать и в том смысле, что он согласен на убийство отца, а он сам уезжает в деревню, чтобы обеспечить себе алиби. В его отсутствие кто-то убивает Фёдора Карамазова.

После возвращения из деревни Иван отправляется к Смердякову. Иван узнает, что Смердяков является убийцей, и ему становится ясно, что это именно он подвигнул его на преступление. Смердяков же считает, что истинный преступник — Иван, а сам он — лишь пособник.

Потрясенный Иван Карамазов покидает Смердякова и идет по вечерней заснеженной дороге, где видит замерзающего «мужичонку», которому он оказывает помощь. Достоевский отмечает, что в эту минуту герой ощутил «большое наслаждение». Жизнь Ивана — это постоянный поиск оправданий и алиби, он — интеллигентный юноша, который бежит сам от себя. Он потрясен тем, что «поступок» Смердякова обнажил суть его души, о которой он не хотел знать. И теперь он хочет хотя бы на время отвратиться от этой «сути». Поэтому всегда холодный к людям Иван с таким рвением, удивительным и для него самого, помогает «мужичонке» — взваливает его на плечи и тащит до полицейского участка.

Во время разговора со Смердяковым, состоявшимся до этого, Смердяков с иронией говорит Ивану: «Не вы убили». Это меткое слово. Это отрицание безжалостно разоблачает Ивана, пребывающего в тени и озабоченного поисками алиби. Младший брат Алёша обращается к Ивану с теми же словами: «Не ты убил».

Действительно, Иван Карамазов не участвовал в убийстве физически, а потому он не подпадает под действие уголовной статьи. Однако Смердякову удалось обнажить ту часть его натуры, которую Иван не хотел замечать. Он решает немедленно отправиться в полицию и сообщить, что Дмитрий — невиновен, а настоящим убийцей является Смердяков. Посредством этого признания он хочет также сказать, что это он, Иван, был молчаливым вдохновителем преступления, а потому в психологическом плане он является соучастником отцеубийства.

Однако то, что он — пусть и случайно — спас «мужичонку», заставляет Ивана думать о себе как о «добром самаритянине», и это мешает ему испить до дна свою горькую чашу. Свой добрый поступок он трактует в свою пользу. Он был уже готов признать, что одобрял отцеубийство, но последнего шага он не делает. Он решает, что отправится в полицию позже. Сегодня или завтра — какая, собственно, разница? Он не хочет знать того, что он знает.

Этой ночью Иван мечется между признанием и молчанием. В зазор между этими противоположными намерениями проникает «дрянной мелкий черт», который видится Ивану и который является воплощением той части трусливого «я», которая находилась под спудом. И этот черт разрушает равновесие души, которое удавалось Ивану поддерживать до этого времени. Этот черт насмехается над самооправдательной логикой героя, он показывает, что за его словами и действиями всегда стоял еще один Иван, который тщательно прятал себя. Этот эпизод напрямую отсылает нас к Голядкину («Двойник») и Ставрогину («Бесы»), то есть мы имеем дело с проблемой «настоящего» и «фальшивого» «я». И Голядкин, и Ставрогин, и Иван Карамазов прячут свое жалкое «я», и выставляют напоказ свой «героический» образ.

Ученые, которые анализируют образ Ивана Карамазова, прежде всего обращаются к главам «Бунт» и «Великий инквизитор», в которых он собирает газетные заметки о страданиях несчастных детей, где приведены красноречивые рассуждения о несправедливости созданного Богом мира, о власти и истории. Действительно, в этих главах представлена логика Ивана, с помощью которой он делает свои широкие обобщения относительно истории человечества. В своих красноречивых признаниях он выглядит как образец совестливого интеллигента, который сделал своим собеседником самого Бога.

Но не будем забывать и о другом. За всей этой совестливостью видна и озабоченность тем, чтобы люди не догадались об истинной сущности Ивана. За всем этим проглядывает трусость и мелкотравчатостъ. Когда черт говорит: «Я знаю одного прелестнейшего и милейшего русского барчонка: молодого мыслителя, автора поэмы, которая обещает, под названием: "Великий инквизитор"...», Иван чувствует стыд: «Я тебе запрещаю говорить о “Великом инквизиторе”, — воскликнул Иван, весь покраснев от стыда». Раскольников из «Преступления и наказания» пребывал в глубоком «уединении» и писал статью «О преступлении». Она была выражением его мечты. Поэма «Великий инквизитор» — тоже мечта Ивана. Он знает, что его поэма предназначена для того, чтобы люди узнали о ней.

Иван Карамазов говорит о том, что принять этот Богом сотворенный мир означает принять страдания детей, а потому он не может принять такой мир. В этот момент он бледнеет — у него болит голова. Писатель хочет сказать нам, что «справедливость», о которой он говорит, — это такая ответственность, которая слишком тяжела для него.

Хотя Иван — человек мелкотравчатый и слабый, он всегда вызывал сочувствие у интеллигентов, они посвятили ему множество исследований. Причина этого заключается в том, что этот молодой человек — чрезвычайно типичен для интеллигенции, в нем есть присущее интеллигенту одиночество. Неспособность радоваться совместной жизни вместе с другими, бесплодные речи, велеречиво-интеллектуальное самооправдание — все эти типичные для интеллигента черты хорошо видны и в Иване, который выискивает аргументы для самооправдания и скрывает свою мелкотравчатостъ и неприглядность.

Иван Карамазов молод и угрюм. Он с чувством говорит, что испил чашу жизни, о том, что его трогают молодые клейкие листочки, как о редкостном ощущении. Последнее может показаться отражением его свежих молодых сил, но на самом деле это печальное восхищение человека, который не в состоянии радостно воспеть приход весны, в его словах заключено желание обрести молодость, ее радостное и незамутненное восхищение жизнью.

И в «Бунте», и в «Великом инквизиторе» Иван ставит «вековечные вопросы»: будут ли вознаграждены страдания этого мира? сможет ли избежать наказания человек, который получает удовольствие от издевательств над слабым? Но Иван, называющий себя «желторотым маленьким мальчиком», сам чувствует, что ответы на эти вопросы лежат не в интеллектуальном измерении. Получается, что все эти вечные вопросы — поле для самовыражения слабого молодого человека.

Братья Карамазовы вылетели из разных гнезд, все они — выходцы из «случайной семьи», среди них есть и «мертворожденный», не способный напрямую воспринять радость жизни. Это — наряду с Иваном — лакей Смердяков, человек с «подмороженными» чувствами. Поскольку они похожи, оба они оказываются — хотя и разным образом — вовлечены в убийство Федора.

Иван постоянно демонстрирует свое интеллектуальное превосходство и завышенную самооценку, но он не способен к состраданию по отношению к человеку (включая самого себя), он охвачен неверием и раздражением. Человек для него — существо неприятное. Эту его особенность ощущает Смердяков, что в результате и приводит к убийству Фёдора.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12724