Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

В категории материалов: 180
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 17 18 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Летом 1824 года место ссылки Пушкина было изменено: ему было предписано переехать в родовое имение Михайловское под надзор местного начальства. 1 августа 1824 года Пушкин покидает Одессу и отправляется на север, где ему предстояло прожить в затворничестве два года. В связи с этими обстоятельствами и появляется стихотворение «К морю».


Стихотворение написано так, как будто строки подобны морским волнам: как волны, стихи бегут вперёд, «наплывая» на следующие строки и откатываясь назад. Это «морское» стихотворение, оно не просто передаёт ощущение моря — оно подражает морской стихии.


В первых главах автор знакомит нас с жизнью Петербурга той поры, с тем, как проводит время состоятельная и образованная молодёжь. Это была эпоха, когда из среды получивших образование людей начинают выделяться мыслящие и чувствующие личности, обладающие особым мироощущением. Конечно, в этом сказались не только социальные условия, разочарование в итогах войны с Наполеоном, когда победа не принесла долгожданных перемен в самой России.


Сразу договоримся: Александр Сергеевич Пушкин, написавший роман, — прототип «автора». Многими чертами своей биографии он наделил и «автора», и главного героя своего романа. Его постигли те же разочарования, что и Онегина, он так же задумывался над тайнами бытия, как и его герой. Автор был так же неравнодушен к «заботам суетного света», имел все основания посетовать на «мятежной младостью утраченные годы», в уме его, «подавленном тоской, теснился тяжких дум избыток».


Трагедия Пушкина существенно отличается от классицистических трагедий, господствовавших до неё на сцене. Вместо единства места — свободный переход от кремлевских палат к монастырской келье, а от неё — к корчме, к боярскому дому, к дворцу польского вельможи, к полю брани и т. д. Вместо единства времени — разрыв между моментом воцарения Годунова и развитием событий, связанных с Гришкой Отрепьевым («Шестой уж год я царствую спокойно...»).


Народ, как он показан в трагедии «Борис Годунов», — от летописца Пимена, готовящего в своей келье «донос ужасный» потомкам на Бориса, до юродивого, возглашающего, что «нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит»; от массы людей, собравшихся у стен Новодевичьего монастыря, чтобы просить Бориса на царство, до толпы у дома Бориса в Кремле, объятой ужасом при известии о гибели царской семьи, — этот народ, не всегда сознающий свою силу, нередко совершающий ошибки, является истинным носителем нравственности.


В романе «Капитанская дочка» Пушкин воссоздаёт российскую действительность XVIII века времён Пугачёвского восстания, с большой точностью обрисовывая характеры и детали. В этом писатель следует лучшим традициям исторических романов, главным образом шотландского романиста Вальтера Скотта. Однако новизна в разработке исторической темы Пушкина состояла в том, что он досконально, как учёный, изучил историческую эпоху и глубоко, как художник, проникся её духом.


Сюжетная линия любви героев построена по канонам волшебной сказки: двое молодых влюблённых преодолевают все препятствия на пути к счастью. Подобно тому как в сказке добро всегда торжествует над злом, молодые люди в конце романа соединяются для брака и долгой счастливой жизни. Это стало возможным благодаря многим удачным обстоятельствам, введённым автором в повествование, но главная причина их соединения имеет нравственную основу.


Своим спасением Гринёв обязан Пугачёву, который вспомнил Гринёва и его подарок на постоялом дворе. Неожиданную роль сыграл и ненавидевший Гринёва Швабрин: изменник поторопил Пугачёва с казнью героя, и тот не повторил юноше вопрос, который задавал его казнённым товарищам. Так Гринёв не произнёс убийственных для себя слов, и в это мгновение Савельич бросился в ноги самозванцу, и тогда Пугачёв узнал доброго юношу и пощадил его. В этом эпизоде Пушкин показывает, как зло, чинимое Швабриным, превращается в добро — спасение Гринёва.


Замысел создать роман о восстании Пугачёва и участии в нём дворянина возникает у Пушкина в конце 1832 года, когда писатель работает над романом «Дубровский». Хотя «Дубровский» — роман из современной автору жизни, тема его важна для всей истории Российского государства: в нём идёт речь о роли русского дворянства в жизни общества и моральной ответственности дворянина.


1-10 11-20 21-30 ... 161-170 171-180