Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

В категории материалов: 96
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 9 10 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» — стихотворение А.С. Пушкина. Рукопись датирована самим поэтом — «1836 Авг. 21». Примыкает к так называемому «каменноостровскому» циклу 1836 г. Впервые стихотворение опубликовано Жуковским (с его поправками) в девятом томе посмертного собрания сочинений Пушкина (1841 г.). Уточненный текст напечатан П. Бартеневым в «Русском архиве» за 1881 г.


«Цыганы» — поэма А.С. Пушкина. Создавалась с января по октябрь 1824 года, окончательный вариант написан в ноябре-декабре того же года. Пушкин напечатал в «Полярной звезде» за 1825 г. и «Северных цветах на 1826 год» отрывки поэмы «Цыганы», весь текст вышел в марте 1827 г. отдельным изданием.


«Руслан и Людмила» — поэма А.С. Пушкина. По свидетельству поэта была начата еще в Лицее. Сохранившиеся черновики датируются временем после 15 декабря 1818 г. Закончена весной 1820 г. в Петербурге. Эпилог написан на Кавказе в июле 1820 г., а вступление в Михайловском в 1824—1825 гг. Отельным изданием поэма вышла летом 1820 г. Второе издание, включившее эпилог и пролог, появилось в марте 1828 г.


Пушкин совершает очень важную перемену в художественном творчестве: он, как отметил Ю. М. Лотман, разрушает автономность художественного текста, размещая в одной эстетической плоскости и автора, и героя, и читателя. Такая слитность очевидна уже во второй строфе первой главы:


Как только в романе появляется Татьяна, авторское слово приобретает новую тональность. Контекст Онегина — это контекст цивилизации, столицы, Петербурга (как самого европеизированного города России). Контекст Татьяны — контекст деревни, природы. Контрастность двух героев автор не только не скрывает, но, пожалуй, акцентирует, хотя нигде буквально их не соотносит. Им присущ разный ритм жизни. Онегин человек светский,


Позднюю лирику Пушкина справедливо называют философской, но она существенно отличается от философской поэзии В. Веневитинова, Е. Баратынского, Ф. Тютчева. Ни в одном из пушкинских стихотворений не выносится на первый план философская проблема как таковая. Размышления поэта, как правило, вызваны той или иной конкретной ситуацией либо все усиливающейся потребностью осмысления своего жизненного пути, необходимостью самопознания.


Личность в лирике Пушкина и индивидуальна, неповторима, и несет в себе черты общенациональные, явственно тяготеет к общим, объединительным началам. Поэтому тема дружбы, столь традиционная для лирики в целом, в творчестве Пушкина приобретает свой, по-особому значимый смысл. Она появляется уже в лицейский период и вначале довольно тесно связана с темой творчества. «К другу-стихотворцу» — одно из первых стихотворений Пушкина. Дружество дарит и поддерживает чувство свободы, праздника жизни, поэтической лени, веселого единомыслия. Пушкин любит жанр дружеского послания, в котором жизнь берется на грани быта и поэзии. Он создает поэтические образы своих реальных друзей.


Как никто другой Пушкин передал разнообразие, буквально неисчерпаемость переживания любви. Если в раннем, лицейском творчестве тема любви свидетельствовала о блистательном владении Пушкиным всем многообразием мировой любовной лирики, то уже на исходе этого периода, когда начинает преобладать элегическая тональность, собственное пушкинское поэтическое «я» проявляет себя все более явственно.


В оде «Вольность» Пушкина, анализ которой мы проведем, «изнеженной игре» противопоставлена «Свободы гордая певица», «гроза царей». Для воспевания свободы Александру Сергеевичу потребовался жанр оды, где личность поэта, его субъективность как бы затушевана, во всяком случае, не первостепенна. Поэт прославляет ценности, имеющие общий, универсальный смысл; он имеет право и даже обязан воспользоваться тем поэтическим стилем, который уже опробован в культуре. 


Стихотворение «Я вас любил...» Пушкина представляет собой слитный текст из двух четверостиший пятистопного ямба с перекрестной рифмой. Его цельность обусловлена как единством предмета, занимающего лирического героя, и его настроения, так и восходящей интонацией, подъемом тона на протяжении всего стихотворения. Она выявляется в устном воспроизведении, но, благодаря внутреннему слуху, очевидна и для читателя. Ее создает троекратное повторение признания «Я вас любил...», начинающего первую, пятую и седьмую строчки.


1-10 11-20 21-30 ... 81-90 91-96