Сочинение: Вольнолюбивая лирика Пушкина
Значение Пушкина неизмеримо велико. Он не просто величайший русский поэт, он явление историческое, исток русской литературы. Пушкин, по словам Белинского, принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, для которых смерть не точка в конце пути, а новый этап развития в сознании общества. Поэтому у каждого времени, у каждого возраста свой Пушкин. Пушкинская поэзия, как и человек, проходила несколько возрастов, и у каждого были свои особенности. Но над каждым из них всегда сияла одна звезда, «звезда пленительного счастья» — Свобода. А.С. Пушкин писал: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу... Понятие «свобода», абсолютно принимаемое им как отсутствие подчинения, рабства, соглядатайства, корректировалось, дополнялось и углублялось в течение жизни. Неугасимый пламень стремления к свободе вспыхнул в сердце Александра Пушкина еще в Лицее под влиянием лекций о естественном праве профессора Куницына, послушать которого приезжали многие будущие декабристы; Пушкина воодушевляло знакомство с историей Древнего мира. И «краеугольный камень» был заложен: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен», — восклицает юный поэт в стихотворении «Лицинию», проецируя ситуацию на крепостное право в России. Отечественная война 1812 года подняла на высокую ступень народное самосознание, а победа питала надежды на скорые перемены, которым не суждено было исполниться. Народ избавил родину от тирана, но его продолжали тиранить господа: Увы! куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы, — писал Пушкин в оде «Вольность». Позже он назовет ее «детской», потому что считал тогда, что свобода возможна в монархическом государстве, если царь и народ строго соблюдают законы. Ненависть, погибель и смерть — вот удел «самовластительного злодея», нарушившего их. Пушкин, близко сошедшийся с будущими декабристами, а также с радикально мыслящим Чаадаевым, «русским Брутом», нетерпеливо ждет «минуты вольности святой» «под гнетом власти роковой», и верит, что крах абсолютизма и крепостничества неизбежен: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Полемизируя с Карамзиным, поэт считает, что удалившись от дел, поселившись в деревне, не обретешь душевного спокойствия, наблюдая, как «рабство тощее влачится по браздам», «покорствуя бичам» неумолимых владельцев, дикого барства. Стихотворение «Деревня» — не только описание ужасов крепостного права, но и горячая надежда на освобождение крестьян: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Но надежды напрасны, «кочующий деспот», царь Александр I, только «вещает и обещает» свободу, «рассказывает сказки», а «народ безмолвствует». И все же лира юного певца по-прежнему поет свободу, «не изменилась до конца». В стихотворении «Андрей Шенье» он вновь обращается к «священной свободе», гордится тем, что «не поник главой послушной» перед позором века, а своим стихом, как бичом, казнил «палачей самодержавных». Недаром наиболее сильные строки из этого стихотворения с надписью «На 14 декабря» распространялись в списках после декабрьского восстания. Пушкина не было в числе восставших, он находился в «заточении» Михайловского, но душой и помыслами был с ними. Жестокая расправа над декабристами тяжело воспринималась поэтом, он размышлял над причинами неудачи как историк, философ, художник. Так появилось иносказательное стихотворение «Арион» — раздумье над судьбой движения и над своей собственной. Поэт не отрекается от своего предназначения — петь свободу. «Я гимны прежние пою», — заявляет он. Смелость, с которой Пушкин высказывает мысль о верности прежним идеалам, видна и в стихотворении «Во глубине сибирских руд». Он надеется, что скорбный труд декабристов, их дело, высокое стремленье дум не пропадут понапрасну. Свобода, та самая «звезда пленительного счастья», разрушит темницы и оковы. Чтобы это свершилось, Пушкин старается призвать «милость к падшим» сильных мира сего, царя Николая I, но тот остается глух и нем, у него нет сердца, а без сердца не может быть героя, без него он — тиран. К такому выводу приходит поэт в более поздних стихах. Восславляя свободу в жестокий век, пробуждая добрые чувства в народе, Александр Сергеевич Пушкин воздвиг себе памятник выше царского величия, непокорной главой вознесясь выше Александрийского столпа. Вослед ему «тайную свободу» пели многие поэты, ведь истинный поэт живет и после смерти. Его звезда продолжает светить. Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1896
| |