Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Поэмы Пушкина: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Поэмы Пушкина могут быть разделены на две группы: поэмы лиро-эпические («Цыганы») и исторические («Полтава» и «Медный Всадник»).

В поэме «Цыганы» действующее лицо (Алеко) весьма напоминает героев Байрона, под влиянием которого сложились творчество Пушкина: автор изображает сильную личность, которая, при столкновении с культурным обществом не встретила сочувствия своим мечтам и желаниям; в результате такая личность испытывает разочарование и недовольство жизнью. Перемена обстановки - переезд к людям, ближе стоящим к природе, кажется Алеко средством залечить свою душевную рану. Однако оказывается, что стать на степень первобытной простоты людских отношений вовсе не легко для человека из цивилизованного общества. Поэтому Алеко приходится страдать едва ли не больше прежнего.

Герои «байронических» поэм Пушкина, в сущности, похожи друг на друга одной чертой характера - разочарованностью; но в то время как Байрон избирает своими героями людей, одарённых необычайными душевными силами (уверенностью в себе и своих силах, энергией, презрением к людям и возвышенным представлением о своей личности), - герои Пушкина более приближаются к типу обыкновенных людей. Не будучи необычайными, они и чувства свои выражают в более скромных формах; даже самая причина их разочарования не всегда достаточно очевидна для читателя (автор, например, говорит о неудаче Алеко в любви и дружбе, но более о жизни его до прихода к цыганам мы ничего не знаем).

Большее значение имеют поэмы второй группы - «Полтава» и «Медный Всадник». Они появились как результат занятий Пушкина русской историей, в которой личность императора Петра I особенно интересовала поэта. Обе поэмы, в сущности, выражают одну и ту же мысль - общее благо, представителем которого является Великий Преобразователь. В поэме "Полтава" Пушкин выводит в параллель Петру личность Мазепы, которого представляет эгоистичным человеком, ставящим свои личные выгоды выше блага общенародного. Александр Сергеевич весьма сгустил краски при обрисовке образа Мазепы: для последнего нет ничего святого, это вероломный, мстительный и честолюбивый человек, не знающий уз дружбы, благодарности, чести. Тем более светлым выступает образ Петра, которого Пушкин изображает в один из самых важных моментов его царствования, сочувственно относясь и к государственной деятельности, и к личности царя. Появление Петра пред полками - своего рода апофеоз национального героя, которого поэт обожает за его готовность пожертвовать собой для блага народа.

Таким же представителем идеи общего блага является Пётр I и в поэме «Медный Всадник», где величие Преобразователя, имеющего в виду лишь благо государства, совершенно подавляет протест отдельной личности, выражаемый бедным чиновником Евгением, потерявшим во время наводнения невесту. Евгений не разделяет мысли о необходимости основания столицы на неудобном для житья месте, но на удобном для отношений с Западной Европой. Автор на стороне Петра и защищает его творение, «полночных стран красу и диво».

Таким образом, в обеих поэмах автор на стороне идеи государственного блага и её носителя - Петра Великого.

Источник: Пишем сочинения по поэмам А.С. Пушкина. М.: "Грамотей", 2006

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5946