Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

"Медный всадник": анализ поэмы Пушкина

  • Статья
  • Еще по теме

В поэме "Медный всадник", второй своей поэме о Петре, Пушкин описал и романтическую историю — бедный чиновник, его любовь, его и ее трагическая судьба. Сокрушительное наводнение, затопившее город, возникший по манию великого самодержца. «Маленькие люди» с их микроскопическими заботами, надеждами — Евгений и где-то на окраине города в крохотном домишке Параша.

Пройдет, быть может, год, другой —

Местечко получу, Параше

Препоручу хозяйство наше

Не состоялось это маленькое счастье «маленьких людей»: они погибли, а город:

В порядок прежний все вошло.

Никто не вспоминал безвестного юношу, ничье сердце не отозвалось на робкий его укор, и только великий печальник рода человеческого увидел и возвел судьбу «маленького человечка» на пьедестал всемирно-исторического значения. «Бедный, бедный мой Евгений!» — печалился Пушкин. В то время как другой поэт, граф Хвостов,

Поэт, любимый небесами,

Уж пел бессмертными стихами

Несчастье невских берегов

Недосуг, да и зазорно было графу Хвостову оторвать свой важный взор от всеобщих, всечеловеческих и всемирных судеб и направить его на судьбу ничтожнейшего существа.

Граф Хвостов пел «несчастье невских берегов». Это, конечно, было возвышенно. Это было куда важнее несчастья маленького петербургского чиновника, которому посвятил свои строки Пушкин. У Пушкина трепетала живая, ранимая, человеческая плоть. Это была одна многомиллионная часть Человечества, но она была живая. Она источала кровь. У нее билось сердце. У нее действовал мозг. А этот мозг мог устремиться мыслью в бесконечность, охватить всю вселенную. У нее была мечта, способная расцветить мир красками счастья.

Человек! Человек! Век его краток, как мгновение, и сам он подобен зыбкому облачку. Подул ветерок, и облачко расплылось, рассеялось, будто и не бывало его вовсе. Но только он, личность, индивидуум, живет и созидает. Не Мировой дух создал Сикстинскую мадонну, а Рафаэль, единственная и неповторимая личность, индивидуум, умерший в экстазе любви. Не Мировой дух создал то бессмертное сокровище, которое составило литературное наследие Пушкина, а личность, индивидуум, погибший в расцвете сил. И ничто, никакая всемирная история не вписала в рукописи Пушкина ни одной новой строки и не прибавила к картине Рафаэля ни одного нового штриха.

Но это маленькое счастье, мечтавшееся бедному молодому человеку, не свершилось. Все поглотил затопленный город, построенный по воле человека, чья бронзовая фигура на вздыбленном коне возвышается на площади, освещенная бледной луной.

Пушкин и здесь, в этой своей поэме, возвеличивает Петра и город, построенный им, — «Петра творенье». Фигура Петра, воплощенная в бронзе, возвышается надо всем. Но Пушкина волнует уже другая тема: противоречие между отдельной личностью и государством, олицетворенным в данном случае Петром.

Нет сведений о том. что поэт читал Гегеля и его «Философию истории», но он, Пушкин, в своей поэме поставил ту же проблему, что и немецкий автор. Гегель решил вопрос в пользу государства, Пушкин не дал ответа, но весь гуманистический строй его поэмы внушает нам большие сомнения в правоте немецкого автора.

Если верить Гегелю, великие исторические личности осуществляют прогресс, веления Мирового духа, иначе говоря — всемирной истории. По логике Гегеля, и Петр был таким.

Великая личность! Это он «уздой железной» Россию поднял на дыбы. Но он же разрушил счастье многих «маленьких людей», подобных бедному Евгению. И этот «маленький человек» осмелился протестовать.

Что же стало с безумным бунтарем и теми, кого он знал, любил? «Хладный труп» похоронили «ради бога». «Домишко ветхий», в котором жила невеста его, занесенный наводнением на пустынный остров, «свезли на барке». «Выл он пуст и весь разрушен».

Микроскопическую трагедию не заметил Мировой дух.

Может быть, Пушкин умом, холодным рассудком, глядя на исторический опыт народов, и соглашался с этой философией, но сердцем не принимал ее и завещал нам заботу о каждой «маленькой» личности, делая ее равновеликой государству.

Источник: Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997

Взято с  http://www.kritika24.ru/page.php?id=5737

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3297