Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Анализ поэмы "Полтава" Пушкина

  • Статья
  • Еще по теме

Первые читатели «Полтавы» удивлялись: что это за поэма? О чем она? О победоносной битве Петра со шведами? Или о преступной любви Марии Кочубей к ее крестному отцу, престарелому гетману Мазепе? Не ошибкой ли было объединить под одной обложкой романтическую поэму о несчастной любви и героическую эпопею, воспевающую славу и мощь русского государства, воплощенные в образе Петра?

Нет, конечно. Это не было ни прихотью, ни ошибкой автора. Это было принципом построения поэмы, написанной на тему, которая более не оставляла его никогда. Государство и личность — как они связаны друг с другом? Благо государства — является ли оно одновременно благом личности?

В историческую игру в «Полтаве» втянуты Мазепа и Кочубей, Карл XII и Петр I. Пушкин как поэт берет себе право суда над прошлым от лица настоящего. И в его приговоре учитывается, что двигало каждым из его героев.

Моральные качестве исторического героя существенны для Пушкина. Предатель Мазепа не может быть, как это было у Рылеева, изображен в роли радетеля за отечество, потому что, по словам Пушкина, в нем нет «ни одного доброго, благосклонного чувства! ни одной утешительной черты!»

Пушкин утверждал печатно, что в его поэме «Мазепа действует точь в точь как в истории, а его речи объясняют его исторический характер». Раскрытию же исторического характера, описанию поступков героя Пушкин намеренно предпосылает психологический (не внешний — внутренний) портрет Мазепы. После этого, лишенного светлой краски портрета читателю яснее будет истинный смысл действий гетмана, о которых автор говорит лишь такими словами; «козни», «измена», «как воры», «торгуют», «тайно сеют яд», «коварная душа», «преступный жар». Сильные страсти, которые всегда были в чести у романтических поэтов, владеют душой Мазепы, но это страсти низкие: жажда власти (мечта о короне Украины) и злая память, долгое время хранившая обиду на Петра — никаких других побудительных мотивов высший поэтический суд Пушкина не признает за Мазепой.

И в любви Мазепа столь же себялюбив и эгоистичен, как и в политике. Ради его страсти Мария жертвует положением, добрым именем, благополучием семьи — Мазепа принимает эту жертву. И уже потом, когда для успеха его политических интриг ему кажется необходимой казнь Кочубея, Мазепа еще раз приносит Марию в жертву своим эгоистическим страстям. При этом он считает, что высокий государственный интерес побеждает в нем личное чувство:

...дочери любовь

Главы отцовской не искупит,

Любовник гетману уступит,

Не то моя прольется кровь.

Предатель — так считает автор — всегда предатель. Мазепа предает и Петра, и Марию.

За политическую измену Мазепа наказан утратой былой власти, гневом Петра.

За гибель, за сумасшествие Марии, за предательство в любви Мазепу казнит автор. Его возмездие — вид запустелого дома Кочубея, куда воля автора не случайно приводит его на другой день после поражения.

Сама Мария была виновна в забвении совести и долга — прямо утверждал автор в первой песне поэмы. А между тем ее образ лирически окрашен нескрываемым и постоянным сочувствием поэта, и не потому только, что она любит искренно и расплачивается за свою вину сполна, но и потому, что она жертва, нечаянная точка приложения могущественных исторических сил. Жизнь ее и родителей — хрупкое стекло человеческих судеб, которое вдребезги разбивает тяжелый молот истории.

В первой песне автор обращался к Марии:

Тебя старик заворожил

Своими тихими речами

В тебе он совесть усыпил;

Ты на него с благоговеньем

Возводишь ослепленный взор,..

Потом Мария видит труп отца, обезглавленного по приказу Мазепы. Кровь, ужас, отчаяние, предательство возлюбленного — и Мария сходит с ума. Так ее настигает возмездие и прозрение. «Ослепленный взор» теперь становится зорким. Ее безумные речи, обращенные к Мазепе, которого она в своем болезненном состоянии почти не узнает, полны истины. Так карает героя автор. Так развенчана любимая романтиками сильная личность, не знающая ценностей вне своего «Я», не ведающая иных целей, кроме эгоистических.

Противник гетмана, Кочубей, отец Марии — другой герой исторической поэмы «Полтава», который пытается воздействовать на историю в своих личных целях. Оскорбленная отцовская гордость, жгучая жажда мести диктуют «донос на гетмана злодея царю Петру от Кочубея».

Пушкин, для поэзии которого призывать «милость к падшим» — непременное условие, сострадает Кочубею, безвинной жертве истории. Полна сочувствия к мужеству и достоинству героя сцена предсмертного допроса Кочубея приспешником Мазепы Орликом.

Этому драматическому диалогу предшествуют страницы, где замечательная картина южной ночи переплетается с раздумьями Кочубея о смысле его борьбы и вражды.

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы...

дважды повторяет Пушкин это полное тишины и мира описание.

Вечная природа не обвиняет Кочубея, как она обвиняла Мазепу:

Звезды ночи,

Как обвинительные очи,

И тополи, стеснившись в ряд,

Качая тихо головою,

Как судьи шепчут меж собою,

И летней, теплой ночи тьма

Душна, как черная тюрьма.

Перед лицом природы и вечности Мазепа — преступник. Кочубей же жертва. Но не герой. Ему вдруг открывается мелочность жажды мести — того, чем он жил до сих пор. Для величия и подвига мало оказывается мужества и личной правоты. Нужны еще и великие цели. Они для Пушкина связаны с благоденствием отчизны.

Два персонажа «Полтавы», Петр и Карл, по самому своему рождению призваны радеть о славе и процветании своего отечества. Но Карл появляется в поэме, предворяемый замечанием Пушкина:

Венчанный славой бесполезной,

Отважный Карл скользил на бездной...

Сколько сказано одним двустишием! Отвага Карла — это отвага неведения. Он не знает бездны России, готовой поглотить его полки, его славу, которую поэт недаром же именует «бесполезной». Да и его историческое поведение лишено величия — «скользит», говорит о нем Пушкин. Он явно отказывает этому герою в серьезности.

Полтавский бой — кульминация пушкинской поэмы, проверка исторических качеств всех ее героев, реальной ценности их намерений. Для Пушкина планы завоевания мирового господства противоположны истинным интересам и нуждам любой страны. Они антигосударственны.

Карл любит войну ради самой войны, ради успеха и опьянения боем. Государственные обязанности забыты им; «для шлема кинувший венец»,— упрекает его Пушкин. И этот герой тоже преследует в истории лишь собственные авантюристические цели.

В Полтавской битве успех не случайно выпадает на долю Петра, единственного героя поэмы, который, с точки зрения автора, серьезно относится к истории, к своему долгу главы государства. Петр прекрасен, одушевлен, он воплощение благородства и силы — таким видит его Пушкин в полном согласии с эпической русской традицией. Петр — герой, достойный эпоса. У Кочубея есть друзья, у Мазепы — соучастники,— но лишь, один Петр окружен единомышленниками и соратниками — «сии птенцы гнезда Петрова — в пременах жребия земного, в трудах державства и войны его товарищи, сыны». И картина Полтавского боя — лучшая батальная картина в русской поэзии — прославляет Петра и величие петровского дела.

Поэма о гибели младых людей, попавших под колесо истории, о поражении сильных и страстных душ, если сила и страсть их служат лишь собственному тщеславию, названа «Полтава». Пушкин оценивает в эпилоге события столетней давности мерой их значения для современности.

«Прошло сто лет...» Этой строчкой из «Полтавы» вдруг обозначилось вступленье к другой поэме Пушкина, тоже связанной с петровской темой. Огромный памятник Петра скачет в этой поэме по городским улицам, подавляя своей громадой даже робкую попытку бунта. «Медный всадник» был отделен от «Полтавы» всего пятью годами. Но за это время стало ясно, что живое дело Петра — строительство русской государственности — обернулось для пушкинской современности грузной поступью медного идола, подминавшего под себя частное и независимое человеческое существование...

Источник (в сокращении): Грачева И.С. Уроки русской литературы. Книга для учителей и учащихся. - СПб: "ВЕЛЕНЬ", 1993

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2952