Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Михайловский период творчества Пушкина; "Борис Годунов"

  • Статья
  • Еще по теме

Михайловский период - 1824 - 1826. Хотя жизнь поэта в Михайловском и не была богата внешними событиями, гений поэта в эту пору достигает своего высшего расцвета. Завершается переход от романтизма к реализму, создается историческая концепция, получившая художественную реализацию в первой реалистической трагедии «Борис Годунов», в Михайловском написаны очередные главы «Евгения Онегина», «Сцены из Фауста», небывалый взлет переживает лирика: за 16 месяцев создано свыше 90 стихотворений. Поразителен жанровый диапазон этого периода творчества: эпиграмма, философский и драматический этюд, историческая трагедия, стихотворный роман. К середине 20-х годов Пушкин становится признанным главой русской литературы.

Одно из центральных мест в творчестве Михайловского периода занимает любовная лирика, являющаяся отражением сложных душевных переживаний поэта («Ненастный день потух», 1824; «Сожженное письмо», 1825; «Желание слова», 1825; «К ***», 1825 и др.). Поэт воспевает любовь как великую силу, преображающую человека.

Свобода по-прежнему остается ведущей темой, в самых разных вариациях проявляется она в стихотворениях «К морю», 1825; «К Языкову», 1824; «Разговор книгопродавца с поэтом», 1825; «Заступники кнута и плети», 1825 и др.

Тема дружбы - главная в стихотворении «19 октября» (1825). Посвященное лицейской годовщине, оно воссоздает неповторимую атмосферу лицейского братства, тайного союза «избранных», в произведении выразился нравственный и эстетический идеал поэта, считающего дружбу одним из благороднейших чувств человека.

В 1825 году создает Пушкин и знаменитую «Вакхическую песню» - торжественный гимн человеческому разуму, проникнутый страстной верой в неизбежную победу светлых начал жизни над тьмой.

В Михайловский период усиливается интерес Пушкина к драматургии. Влечение к драматической форме проявлялось и раньше в лирических («Разговор книгопродавца с поэтом») и лиро-эпических произведениях («Цыганы»), но поэт мечтает о драматургии высоких идей, острых конфликтов и крупных характеров. Первой попыткой реализации этих планов становится «Борис Годунов».

«Борис Годунов»

Работать над трагедией «Борис Годунов» Пушкин начинает в 1824 году. Законченная в конце 1825 года, трагедия не была разрешена высочайшей цензурой и вышла в свет только в 1830 году. В качестве источника Пушкин использовал «Историю государства Российского» Карамзина, события Смуты, предшествующие восхождению на престол безродного самозванца Лжедмитрия, привели к размышлениям о современности. Поэт увидел внутреннюю соотнесенность прошлого и настоящего и попытался в своей трагедии ее осмыслить.

В «Борисе Годунове» Пушкин хотел показать «судьбу народную, судьбу человеческую». Центральная проблема произведения - взаимоотношения народа и власти. Идея состоит в утверждении народа определяющей силой русской истории.

Народ - главный герой трагедии: он действует или о нем говорят почти во всех сценах, в то время как царь Борис, именем которого названо произведение, появляется только в 6 сценах из 23. Причину трагедии Годунова Пушкин видит в разобщении его с народом: царь преисполнен самых просвещенных мыслей и добрых намерений, но народ видит в нем лишь тирана и убийцу. Все: Борис, Лжедмитрий, Басманов, Шуйский - преследуют сугубо эгоистические цели, главная из которых - обретение или упрочнение власти. Бояре составляют заговоры, Самозванец приводит в Россию польских интервентов, Борис оказывается у власти в результате преступления. Один народ чужд эгоизма, и на него стремятся опереться и Борис, и Самозванец, и бояре, понимая, что власть сильна «не войском, нет, не польскою подмогой, / / А мнением, - да мнением народным». Но автор не склонен идеализировать народ, при всей своей мятежности народ предстает во всем своем трагическом бессилии: он подчинится новому царю, как раньше подчинялся Борису.

Новизна материала и глубина замысла обусловила поиск новых художественных средств. Ни классицизм, ни романтизм не смогли бы дать такой широкой картины изображения действительности, какую потребовалось создать в «Борисе Годунове». Пушкин отказывается от традиционного для классицизма единства места и времени: действие в его трагедии вместо одних суток происходит в течение семи лет. «Разброс» действия поразителен: пьеса предусматривает 17 перемен декораций (события происходят то в царском дворце, то в келье Пимена в Чудовом монастыре, то в корчме на польской границе, то на площади, то в палате патриарха).

В пьесу введены около 80 самых разных по социальному положению и психологическому складу лиц: царь, юродивый Николка, патриарх, Самозванец, Пимен, хозяйка корчмы и др. «Правда характеров» - художественное открытие Пушкина. Центральные герои произведения, Борис и Самозванец, представлены очень широко и многосторонне. Борис - и деспот, и убийца, и любящий отец, и страдающий одинокий человек, и несчастный самодержец; Самозванец - и ловкий авантюрист, и подлый предатель, и страстный любовник, и удачливый дипломат. Живо и убедительно очерчены «неисторические» лица - «черный люд».

Вопреки правилам классицизма, Пушкин смешивает в «Борисе Годунове» трагическое с комическим, вместо обязательного пятиактного деления дает ряд быстро сменяющих друг друга сцен, отказывается от традиционного александрийского стиха (шестистопного ямба), используя пятистопный безрифменный, ряд низших сцен пишет прозой.

«Борис Годунов» - первая русская реалистическая трагедия, в которой Пушкин раскрыл высокий политический и нравственный смысл «мнения народного».

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
16
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8264