Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Анализ романа "Бесы" Достоевского Ф.М.

  • Статья
  • Еще по теме

Роман «Бесы», законченный Достоевским в 1872 г., был задуман как политический памфлет на западников и нигилистов. «Нигилисты и западники требуют окончательной плети», — писал Достоевский, приступая к разработке темы «бесов». Он видел в трагическом отрыве от русских народных начал «болезнь беснования», безумия, охватившего часть отечественной интеллигенции. Вера в исцеление России, в ее нравственное обновление составляла, по мнению советских исследователей, заветную мысль писателя, трудно и много размышлявшего над судьбами Родины. В ходе работы над произведением автор ввел в него любовную линию, обогатившую сюжет. В «Бесах» в полной мере сказалась поразительная изобретательность писателя, его искусство плетения интриги, стремительной и острой.

Одно из центральных событий романа — убийство студента Шатова — навеяно нашумевшим в то время процессом заговорщика-анархиста С. Нечаева, в основе которого был действительный факт безжалостного кровавого самосуда над одним из членов организации «Народная расправа».

Главный герой произведения — Ставрогин, богатая одаренность которого при полной духовной опустошенности и бесцельности существования оборачивается «великой праздной силой», уходит «в мерзость». Он — источник трагедии, человек отталкивающий и в то же время удивительно притягательный. Его до безумия любят и мать — властная генеральша Ставрогина, и пылкая, безрассудная Лиза Тушина, и слабоумная, простодушная, открытая добру Хромоножка Марья Тимофеевна, и готовая к самопожертвованию Даша. Тяготеет к нему и главная фигура — Петр Верховенский, идейный вдохновитель «бесов», личность омерзительная. В образе его отца, Степана Трофимовича, либерала-идеалиста 40-х гг., олицетворены те черты западничества, которые породили, в понимании Достоевского, нигилизм. История взаимоотношений Верховенского-отца с генеральшей Ставрогиной окрашена подчас иронией; резкие сатирические краски находит автор для портрета писателя Кармазинова с его западническими увлечениями.

Среди других образов романа — вьющиеся вокруг Верховенского-сына «бесы» — заговорщики Лямшин, Шигалев, Эркель, Липутин, Виргинский и прочие, а также особняком стоящие Шатов и Кириллов — люди, которых «съела идея», — характеры интересные, глубоко высвеченные автором.

Многочисленны и разноречивы толкования романа «Бесы» в критике. Тенденции писателя к памфлетному, окарикатуренному преломлению идей Белинского, Грановского, Чернышевского вызвали справедливое осуждение прогрессивной критики. Однако произведение это неверно считать направленным против революционеров вообще, как пытаются представить его буржуазные идеологи в ложной и односторонней трактовке. Советская наука выделяет в «Бесах» важный антианархический аспект, критику крепостнической и либеральной России и всяческих форм бесчеловечности, порождающих нечаевщину. Философско-этическая и психологическая проблематика романа продолжает сохранять свое значение для современности.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1893