Иван Шатов ("Бесы"): характеристика персонажа Достоевского
Иван Шатов («Бесы») родился крепостным Варвары Ставрогиной. Он учился у Степана Верховенского (домашнего учителя у Ставрогиных), который очень его полюбил. Потом он поступил в университет, уверовал в социализм, участвовал в студенческом движении, за что и был исключен. Потом отправился в Европу, где повстречался с прогрессивно мыслящей бедной гувернанткой Марией, бывшей крепостной. Женился на ней по страстной любви. Но через три недели она оставила его, сбежав к Николаю Ставрогину — сыну прежних владельцев Шатова. После этого Шатов возвратился в Россию. Во время пребывания за границей этот герой отказывается от своих социалистических убеждений. Прежде он был членом тайного социалистического общества Петра Верховенского, но теперь кружок стал ему ненавистен. Шатов («Бесы») попадает под влияние Николая Ставрогина, который исповедует славянофильство — идеологию, противоположную социализму. Шатов верит в то, что русский народ — это богоносец, что русское православие — это то истинное христианство, которому суждено спасти упаднический Запад. Однажды его жена Мария возвращается к нему. Ставрогин бросил ее. Шатов искренне привечает ее. Под сердцем она носит ребенка Ставрогина, тут же, будучи у Шатова, она разрешается от бремени сыном. Увидев младенца, Шатов ощущает потрясение, он намерен жить одной семьей с Марией и мальчиком. Но этим мечтам не суждено сбыться. При встрече с подручным Петра Верховенского — Эркелем — Иван ощущает опасность для своей жизни, но он намерен окончательно порвать с тайным обществом, и он покидает дом вместе с Эркелем. В саду Пётр Верховенский стреляет Шатову в голову. К телу убитого привязывают камень и бросают в пруд. Прообразом Шатова («Бесы») является студент Иванов, убитый Нечаевым. Но в данном случае вряд ли имеет смысл выяснять соответствия между Ивановым и Шатовым. Как это видно из текста романа, в Иване Достоевского больше всего волновала следующая проблема: что стало с молодым человеком после того, когда после состояния крепостничества он был выброшен в другую, неведомую жизнь. Это судьба крестьянина, которому не полагалось раньше быть среди образованных людей, но жизнь распорядилась так, что он оказался среди них. В «Идиоте» Достоевский тоже изображал «случайную семью» тогдашней России. И в «Бесах» он снова обращается к этой же проблеме — метания молодого человека, потерявшего семью и не имеющего точки опоры. В России разрушались старые порядки и традиции, многие семьи становились «случайными», и эти жестокие перемены не могли не затронуть и крестьянство. Совершенно естественно, что и крестьянский сын Шатов («Бесы») тоже оказался в водовороте этих перемен. Как и выходец из традиционной купеческой семьи Рогожин («Идиот»), Шатов тоже — дитя своей эпохи. Утерявший прежнюю основу бытия Иван ищет нового берега и становится страстным адептом социализма, но потом оставляет и этот берег и со страстью отдается русскому мессианизму. Возможно, его метания в поисках истины представляют собой классический путь «полуинтеллигента» — типажа, который вышел из крепостных крестьян. Наряду с этим необходимо отметить, что в Шатове, по сравнению с Рогожиным, явлены и иные черты устремленности в будущее. Как отмечает Достоевский, Иван был «стыдлив до дикости, считал себя страшным уродом, ненавидел свое лицо и свой характер», и ничто не может заставить переменить его свое мнение. Он не просто находит свою внешность отталкивающей, он серьезно считает себя, крестьянского сына, существом низшего порядка. Он искренне верит, что где-то обретаются замечательные и благородные люди. Поскольку он преисполнен внутренних жизненных сил, он занят поисками чего-то замечательного, с чем он сможет слиться и, тем самым, избавиться от ощущения своей мизерности. Он мечтает о том, чтобы пожертвовать собой, отвратительным — ради высоких идеалов и ради чего-то действительно хорошего. Встречаясь с чем-нибудь идеально-привлекательным, он тут же принимает это за истину в последней инстанции и страстно отдается служению ей. И в этом отношении он обладает удивительной силой. Достоевский пишет, что услышанные от других людей идеи охватывают Шатова, подобно пламени, и преобразуют его. Подобно Кириллову, ради того, что представляется ему справедливым, этот герой тут же готов пожертвовать собой. И социализм, и русский мессианизм являются для Шатова такими идеями, которые полностью захватывают его. Шатов не относится к «мечтателям», которые сидят сложа руки на месте, если идея поражает его, он готов пожертвовать собой, он не заботится о себе и устремлен в будущее. В «Записках из мертвого дома» заметно, что Достоевский относится с любовью к Петрову. На его примере видно, что Федор Михайлович сочувствовал такому непосредственному человеку, который не имеет отношения к умствованиям образованного класса, который принадлежит к народу, который по неведомым причинам одушевляется какой-то внутренней силой, присоединяясь к реформаторам общества и революционерам Такой прямодушный человек не разбирается досконально в революционной идеологии и хитросплетениях политики, а потому, вступив на дорогу, он быстро запинается и падает. В то же самое время он готов изо всех сил биться за такие идеалы, которые для многих здравомыслящих людей представляются крайне наивными. Достоевский говорит нам, что такой прямодушный человек приближает возможность к ее осуществлению. Шатов («Бесы») изображен вовсе не таким, какими были петербургские интеллектуалы — он груб и косноязычен. Но он предан справедливости, участлив и добр. Достоевский сделал Шатова таким, поскольку любил таких прямодушных людей из народа, которые пускаются на поиски справедливости по какому-то внутреннему импульсу. Достоевский мечтал о новой и лучшей России будущего, но осуществления этого идеала он ожидал не от революционера Петра, а от людей, подобных Шатову. Большинство персонажей «Бесов» не возбуждают в нас сочувственной любви, Шатов на их фоне смотрится исключением. Когда бросившая его жена Мария возвращается к нему, героя одолевают неожиданные для читателя чувства. Он как бы весь просветлел изнутри: «В душе его задрожало что-то необычайное, совсем неожиданное». Шатов — это человек, который способен к любви. Хотя Иван знает, что рожденный Марией сын — ребенок Николая Ставрогина, это не наносит ущерба его любви, наоборот, она приобретает новые силы. Приглашенная принимать роды повитуха принадлежит к нигилистам. Зная, что Шатов не отец ребенка, она говорит: «Но вот что: лишним людям не надо бы родиться... А то вот его в приют послезавтра тащить». Она считает, что ничего таинственного в рождении ребенка нет, что это «просто дальнейшее развитие организма». Но Шатов твердо заявляет, что усыновляет ребенка и не отдаст его в приют. В рождении ребенка он видит настоящее чудо: «Было двое, и вдруг третий человек, новый дух, цельный, законченный», «тайна появления нового существа», «великая радость». Появление на свет ребенка действительно вызывает в нем такую великую радость. Добрый крестьянский сын, который переполнен любовью и радостью от появления на свет новой жизни — Достоевский видел в этом символ будущей России. Недаром в подготовительных заметках к «Бесам» он называет Шатова «новым человеком». Но после рождения ребенка Ивана ожидает страшная судьба — он отправляется с Эркелем в сад, где Пётр Верховенский убивает его. Из всех романов Достоевского «Бесы» оставляют самое безрадостное впечатление — из-за серии смертей (самоубийств и убийств). И над Шатовым, его женой, ребенком, которым удалось познать радость жизни, витает дух смерти. Хромоногая и слабоумная Мария Лебядкина расслабляется только в присутствии крестьянского сына Шатова, только его она называет ласкательным именем — Шатушка. Вырванный из родной земли, он становится «шатким», он вращается среди озападненных революционеров, которые и убивают его. Юродивая Мария Лебядкина, являющаяся посланницей Матери-сырой-земли, скорбит о судьбе простых людей «современной России». Без этих крестьян земля превратится в пустыню. Мария смотрит на Шатова с любовью, но ее глаза полны слез, она кладет руки ему на плечи, приглаживает его непокорные волосы... Она готовит его к смерти. Смерть Марии-хромоножки и Шатова — символ безжалостного будущего России. В «современной России» люди, которые связаны с «почвой» обречены — их заманивают в безлюдное место и убивают. Автор «Бесов» говорит нам: и приверженцы старых верований, и те крестьянские сыны, которым, казалось бы, должно принадлежать будущее, обречены на смерть. Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. - СПб.: Гиперион, 2011 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 10368
| |