"Скучная история": анализ повести Чехова
Литературным предшественником повести «Скучная история» (1889) явилась «Смерть Ивана Ильича» (1886) Л.Н.Толстого. В толстовской повести взгляд умирающего человека обращен исключительно в прошлое. Герой Толстого, прозревая сущность жизни, понимает, как ему не надо было жить. У Чехова герой — старый человек, он, как и толстовский герой, стоит перед лицом смерти. Но есть существенное и даже принципиальное отличие: если вся прожитая жизнь толстовского персонажа была «не то», не жизнью, а «смертью», то жизнь чеховского интеллигентного героя не может быть подвергнута подобной кардинальной переоценке. Николай Степанович всегда принимал жизнь такой, какая она есть, и прожил ее весьма и весьма достойно: свой талант, трудолюбие, обширнейшие знания и опыт отдал медицине, своим ученикам, он по праву заслужил всеобщее признание, в его же частной жизни были радости любви, семьи и отцовства. Вместе с тем оказалось: достаточно вторжения в его жизнь, как и в существование любого другого человека, «серьезного недуга, страха смерти», чтобы и его прошлое, и его настоящее — все «перевернулось вверх дном и разлетелось в клочья». Растерянность перед смертью разбила существование человека на «прежде» и «теперь». На протяжении всей жизни чеховский герой абсолютизировал роль науки, и это не оборачивалось для него какими-либо проблемами. Николай Степанович остается верен науке и накануне смерти: «Испуская последний вздох, я все-таки буду верить, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя». Однако предсмертная болезнь лишила героя возможности заниматься любимым делом, а это для него равносильно быть заколоченным в гробу заживо. В сложившейся ситуации Николаю Семеновичу не на что опереться: он — ученый, а «не философ и не богослов». Николаю Степановичу ясно, что в его пристрастии к науке, в «желании жить <...> в стремлении познать самого себя <...> нет чего-то общего, что связало бы это в одно целое», нет того, что «называется общей идеей или богом живого человека». Ученый-естественник делает неутешительный вывод: «А коли нет этого («общей идеи», «бога живого человека». — Лет.), то, значит, нет и ничего». В понимании Чехова, это итоговое обобщение героя не может быть признано читателем как общезначимое, ибо оно сугубо индивидуально, субъективно. Вывод Николая Степановича — лишь одна из множества правд, которая может сложиться у человека при определенном ходе рассуждений в определенных жизненных обстоятельствах. Мнения, пишет Чехов, «нужно рассматривать как вещи, как симптомы, совершенно объективно, не стараясь ни соглашаться с ними, ни оспаривать их». Обращение героя к проблемам экзистенции разрушительно для сферы человеческих общений. По признанию Николая Степановича, последние месяцы жизни он «омрачил мыслями и чувствами, достойными раба и варвара», стал равнодушен к природе («я равнодушен и не замечаю рассвета», — думает он незадолго до смерти). К концу повести он остается один. В сосредоточенности человека на этих проблемах автору «Скучной истории» видится нечто нездоровое и излишнее. С точки зрения Чехова, повышенное внимание к ним, вызванное серьезным «недугом», сбивает человека, замыкает его в самом себе, ослабляет связи с окружающими людьми. Для автора повести в этой «истории болезни» современного интеллигентного человека нет ничего нового, именно поэтому она «скучная». Старый профессор «заметил» отсутствие «общей идеи» только перед смертью, а Катя, которую он долгие годы опекал и любил как дочь, в отличие от него, столкнулась с этим раньше. И ее душе, по мнению глубоко сочувствующего ей героя, уже не суждено «знать приюта». Катя молода и здорова, при этом ее душевный недуг серьезнее, чем у Николая Степановича: она сосредоточена только на своих собственных проблемах. В последней сцене повести она несколько раз задала старому человеку, явно не знавшему ответа, один и тот же вопрос «Что мне делать?». Затем Катя подчеркнуто холодно попрощалась с Николаем Степановичем, который отныне для нее перестал быть учителем. Она, остро переживая свое собственное незнание, бессердечно отнеслась к оказавшемуся в чужом городе одинокому умирающему старику. Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. - М.: "Академия", 2012 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9357
| |