"Дядя Ваня": анализ пьесы Чехова
Каждый из героев пьесы «Дядя Ваня» (1897) стремится к счастью, и каждый несчастлив. Сорокасемилетний Иван Петрович Войницкий, всю свою жизнь подчинивший служению известному профессору Серебрякову, теперь нуждается в счастье, но его запоздалая любовь к Елене Андреевне безнадежна. Доктор Астров талантлив, незауряден, любим женщинами, но он измотан мелкими дрязгами провинциальной жизни и потихоньку спивается. Некрасивая и кроткая Соня, «немо» любящая Астрова, нелюбима, а чарующая красавица Елена, притягивающая сердца всех трех мужчин (Серебрякова, Войницкого, Астрова), не всегда может разобраться в самой себе. Она страшится чувства, неумолимо влекущего ее к Астрову. Мешающий всем и каждому отставной профессор Серебряков всего лишь доживает свою жизнь и мается от болезней и наступившей старости. Не его вина в том, что на долгие годы мать и сын Войницкие смысл своего собственного существования оправдывали его профессиональными успехами, а молодая красавица полюбила его и стала ему женой. Вместе с тем неизменным остается чеховский критерий в оценке человека — забота о ближнем. Неслучайно поэтому у зрителей «Дяди Вани» практикующий доктор Астров, все еще не сдающийся перед обыденностью провинциальной жизни и активно занимающийся спасением лесов, вызывает симпатии, а старый и больной Серебряков, решивший продать имение и даже не задумавшийся над тем, что в дальнейшем ожидает всех живущих в нем, — неприязнь. Идущая от Серебрякова угроза уже нависла над Войницким, его матерью и племянницей, старой няней Мариной и проживающим в имении обедневшим помещиком Телегиным (Вафлей), все они могут лишиться крова. Чехов определил жанр пьесы как «Сцены из деревенской жизни». В этих сценах немало «внешних» событий: объяснений в любви, выяснений отношений, ссор, столкновений. Начинается пьеса бунтом Войницкого: он впервые за долгие годы пытается что-то изменить в своей жизни, перестает трудиться, переложив заботы о хозяйстве на племянницу Соню, объясняется в любви Елене Андреевне, жене своего бывшего кумира, обличает самого профессора Серебрякова. Из чеховской прозы в пьесу входит одна из любимых тем писателя — тема прозрения. Еще в молодости Иван Петрович Войницкий сделал ставку на чужую исключительность. Двадцать пять лет Войницкий жертвенно трудился во имя чужой славы, а теперь он понял, что когда-то избрал, заблуждаясь, ложную цель. Сейчас ему кажется, что он может начать новую жизнь. «Дядя Ваня» представляет собой переделку комедии «Леший», написанной Чеховым еще в 1889 г. В середине ранней пьесы дядя Жорж застрелился и тем самым «разрядил тяжелую, гнетущую атмосферу» жизни (З.С.Паперный). В поздней — взбунтовавшийся дядя Ваня стреляет в Серебрякова, а промахнувшись, принимает решение отравиться. Однако ни предпринятая им попытка убить, ни задуманное самоубийство не могут разрядить тягостную атмосферу жизни, изменить ее ход. Неохотно отдавая морфий, Войницкий говорит: «Но надо скорее работать, скорее делать что-нибудь, а то не могу... не могу...». Он навсегда утратил надежды на новую жизнь, на личное счастье, но теперь, как никогда прежде, он осознает, что, преодолев одно заблуждение, уже не может в очередной раз впасть в следующее. Герой понимает, что в первую очередь он должен подумать не о себе, а о людях, окружающих его: кроме него больше некому взять на себя ответственность за них. В своей жизни Войницкий уже трижды «промахнулся» в отношениях с Еленой Александровной, с профессором Серебряковым. «Не попал? Опять промах?!» — в сцене выстрела в Серебрякова произносит он «с гневом». В финале пьесы Войницкий уже не промахивается: он знает, что обязан заботиться о близких ему людях. В жизни героя происходит важнейшее изменение, его выбор, трудный, мужественный и внешне далеко не эффектный, — и есть настоящее событие в пьесе. Разрядка наступает в душах дяди Вани и Сони. Завершающий пьесу монолог Сони о жизни их душ в будущем, позднее положенный композитором С. В. Рахманиновым на музыку, напоминает зрителям об иных, высших сферах Бытия и о необходимости в земной жизни, какой бы тяжелой и безысходной она ни была, трудиться, оставаться порядочным и быть внимательным к другому человеку. Этот монолог и поэтичен, и утопичен. Дядя Ваня, вернувшийся к работе, занят хозяйскими подсчетами, записывает, сколько израсходовано постного масла и гречневой крупы. И читателю очень трудно поверить, что он и Соня увидят когда-нибудь, в другой жизни, «все небо в алмазах». Однако важно, что в жизни оставшихся в имении людей все пока еще идет своим чередом. Последняя ремарка пьесы указывает: Вафля тихо играет на гитаре, мать Войницкого изучает очередную брошюру, а старая няня вяжет чулок. Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. - М.: "Академия", 2012 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2443
| |