"Дуэль" (Чехов): анализ произведения
Главные герои повести Чехова «Дуэль» — рефлектирующий филолог и деятельный ученый-естественник. Они придерживаются разных убеждений, и столкновение между ними, казалось бы, неизбежно. Однако их идеологическая схватка невозможна: персонажи — всего лишь носители культурных штампов рубежа 1880—1890-х гг. Мнения филолога Лаевского о своей жизни вторичны, он черпает их из классической литературы. Самого себя он почитает «лишним человеком», а свои отношения с живущей с ним женщиной видит глазами читателя толстовского романа «Анна Каренина». «Литературные» мерки применяет к Лаевскому и барон фон Корен, называя его «сколком с Рудина». Барон с раздражением относится к претензиям Лаевского, при критике цивилизации берущего на себя роль Фауста и Льва Толстого. Представления фон Корена как ученого, обличающего и презирающего Лаевского, тоже не новы. Фон Корен — зоолог, дарвинист. К 1880-м гг. теория Ч. Дарвина получила в России самую широкую известность. В эти годы ее последовательно критиковал Н. Н. Страхов и очень активно пропагандировал К. А. Тимирязев. На 1887— 1889 гг. приходится острая полемика вокруг дарвинизма, вызванная работой Н. Я. Данилевского «Дарвинизм. Критическое исследование» (1885). Чеховский фон Корен вдобавок высказывается в духе социал-дарвинизма, о котором в России тех лет тоже хорошо знали. К дуэли гуманитария и естественника приводит не их приверженность разным убеждениям, а, как уже отмечено в чеховедении, роднящая — при непременной для каждого опоре на эпохальные имена и теории — претензия на исключительность и на особое положение в городе. Сама же дуэль Лаевского и фон Корена в идеологической структуре повести выполняет очень важную роль. Она выявляет идеологический центр произведения: вопрос о «ближнем» и о любви к нему. Именно этот вопрос стягивает в один круг четырех героев: «слабого» Лаевского, «сильного» фон Корена, доктора и дьякона. Для социал-дарвиниста фон Корена «ближний» — понятие относительное: каждый, по его мнению, сам в праве «считать», кто является его «ближним», а кто нет. Христианская любовь, с его точки зрения, есть любовь «разумная, осмысленная и полезная». Ученый-зоолог, озабоченный «улучшением человеческой породы», при первой возможности готов во имя абстрактных будущих поколений и «идеальной породы людей» уничтожить «хилого и негодного» человека, угрожающего человечеству вырождением. Для фон Корена Лаевский — слабый человек. Молодой дьякон, отнюдь не чурающийся биологического взгляда зоолога на человека, идет украдкой посмотреть на дуэль исключительно из любопытства и смеха ради, но спонтанно вторгается в происходящее, невольно протестуя против деления людей на сильных и слабых. Отчаянный крик дьякона с говорящей фамилией Победов предотвращает убийство «ближнего». Дуэль стала событием в жизни главных героев, она опровергла их «готовые» мнения о другом человеке. Натура человека в случае с переродившимся Лаевским предстала перед ученым зоологом как сложная и незавершенная, а его собственное, казалось бы, окончательное знание — как относительное. Существо новых взаимоотношений двух недавних врагов в финале стало для автора некой проблемой. Чехов внял сомнениям своих первых читателей и, внеся в финал правку, не стал настаивать на значительном улучшении отношения фон Корена к Лаевскому. В последней сцене повести особенно важны два других героя: доктор и дьякон. Они никогда не претендовали в жизни на какое-либо «сверхличное содержание» (В. Я. Линков), а теперь способствуют прощальной встрече двух былых противников. В финале чеховской «Дуэли» дано нетрадиционное для русской литературы изображение нравственно преобразившегося человека. Нравственно воскресшие Лаевский и Надежда Федоровна лишены какого бы то ни было ореола, возвышающего их. Они, пришедшие к своей новой правде, выглядят какими-то жалкими людьми. Для Лаевского и фон Корена «настоящая правда» осталась непостижимой. Вместе с тем завершающий чеховскую повесть пассаж о лодке, пробивающейся сквозь ночную тьму к огням, свидетельствует: стремление к «настоящей правде» неизменно присуще современному человеку, и оно исполнено драматизма. Чехов как автор повести занял противоречивую позицию. Ему, естественнику по образованию и роду профессиональных занятий, «по необходимости» был близок естественно-научный материализм. В письме А. С. Суворину от 7 мая 1889 г. Чехов говорил о материалистах, безоговорочно, впрочем, не причисляя себя к ним. Как практикующий врач он не мог не признать их правоту. Во второй половине XIX в. теория Ч. Дарвина, правда, помимо воли ее создателя, способствовала отпадению современного человека от Бога. Как известно, Чехов с восхищением относился к этой теории. Вместе с тем чеховское отношение к Богу не было однозначным: он не верил в Бога и не раз говорил об этом, — но Бог существовал в его представлениях. Писатель считал, что в настоящем времени «бога нет». При этом Чехов допускал, что в отдаленном будущем человечество, возможно, познает «истину настоящего бога». Завет же Христа: «возлюби ближнего своего, как самого себя» — был для писателя самоценен и не ограничен рамками прошлого, настоящего или будущего. Этот христианский завет он под сомнение не ставил никогда. В повседневной жизни людей любовь к ближнему, по Чехову, предполагала прежде всего требовательность к себе, порядочность и ответственность за другого человека. Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. - М.: "Академия", 2012 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6469
| |