Основные мотивы лирики Тютчева Ф.И.
Основные мотивы лирики Тютчева вытекают из его мировоззрения: человек и природа и его разлад с ней, мотив невыразимого (души и мысли), любовь. О своем восприятии природы Тютчев написал в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1830-е гг.).Для Тютчева природа – «орган жизни» или живое существо, у которого есть душа, язык. В пейзажной лирике Тютчев стремился воссоздать живую душу природы, ее космический характер. В стихотворении «Осенний вечер» (1830) описано состояние души перед смертью. Стихотворение «Видение» (1829) отражает космический характер природы. Час «всемирного молчанья» – это миг слияния неба с землей, Бога и человека, духа и плоти. Природа для Тютчева – идеал, в слиянии с ней человек достигает гармонии. Лишь Муза принадлежит и земному миру и небесному, но и ее душу тревожат в этот миг боги в пророческих снах. Поэт использует античные образы, и в целом раннему творчеству Тютчева свойственно мифологическое мышление. В стихотворениях более позднего периода возникает мотив разлада человека и природы. Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник? (1865) «Душа не то поет, что море», потому что между людьми нет гармонии, какая существует между явлениями природы. Ф.М. Достоевский назвал Тютчева «первым поэтом-философом». В стихотворении «Фонтан» напоминает библейский образ Вавилонской башни сам образ фонтана. Познание, цивилизация – это Вавилон, который рано или поздно будет разрушен. По мнению Тютчева, душа и мысль невыразимы. Поэтому передать их состояние можно только с помощью метафор. Высшее состояние души – Silentium (молчание). Этому посвящено одноименное стихотворение Тютчева. Озаглавлено на латинском языке, потому что здесь молчание выступает как философская категория. В конце стихотворения восклицательный знак, так как все стихотворение призывает к молчанию. Человек должен жить по законам природы и быть самодостаточным, как она. Если ручьи или деревья разговаривают, то они не высказывают никаких суждений. Это стихотворение об одиночестве людей, их неспособности понять друг друга. Поздний Тютчев во многих стихотворениях отмечал мучительную раздвоенность человека на его божественную и земную, человеческую сущность. «О вещая душа моя!..» (1855), «Е.Н. Анненковой» (1859), «Хоть я и свил гнездо в долине…» (1860) и др. Но в конце концов раздвоенность разрешается у Тютчева удивительно просветленным стихотворением «Чему бы жизнь нас ни учила» (1870). Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса. Теме любви в разные периоды жизни Тютчева им посвящены многие стихотворения. Наибольшей известностью пользовался «денисьевский цикл». Он содержит 30 стихотворений: «О, как убийственно мы любим…», «Предопределение», «Я очи знал, – О, эти очи..!», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Сияет солнце, воды блещут», «Последняя любовь». «Денисьевский цикл» полифоничен, включает лирического героя и героиню. Их голоса равноправны. Любовь у Тютчева – это «поединок роковой», это убийство того, кто нежнее. Возвращение Тютчева в Россию вызвало новый подъем его творчества. Появляются русские мотивы. Трагизм русской женщины Тютчев видел в том, что она выходит замуж не по любви («Русской женщине»). Тютчев очень любил Россию, верил в ее высокое предназначение. Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7919
| |