"Море" (Жуковский): анализ элегии
Романтическая элегия Жуковского "Море", анализ которой мы проведем, построена на основе приема олицетворения - лирический герой обращается к морю как к живому существу, он описывает его как живое существо, наделяет его "душой": "Ты живо, ты дышишь, смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты". Очевидно, что именно такой взгляд на море вызван в первую очередь душевными переживаниями самого лирического героя, его "очарование" морем, как мы можем предположить, связано еще и с тем, что оно отвечает каким-то глубинным устремлениям его собственной души, родственной морской стихии во всех ей проявлениях. Об этом можно говорить на основании последующего обращения лирического героя к морю, его горячего желания постигнуть "глубокую тайну" моря: "Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?". Лирический герой, пытаясь понять природу моря как стихии, делает предположение, что море и небо по сути своей едины, что "тянет тебя из земныя неволи Далекое светлое небо к себе?.." С помощью знаков препинания он дает понять, что это его предположение-вопрос на самом деле может стать ответом, и далее Жуковский рассуждает о том, что "светозарная лазурь" неба и моря очень похожи меж собой, а "тёмные тучи", которые пытаются "ясное небо отнять у тебя", рождают совсем другое море: "Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу..." Постоянное обращение к морю в этих строках ("ты") усиливает личностное начало образа, подчёркивает то, что море "живое", что оно неразрывно связано с небом и не может без него. Вершин психологизма лирический герой достигает в последних строках стихотворения: "Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него". Таким образом, в элегии "Море" Жуковский, будучи поэтом-романтиком, проявил себя и как поэт-философ, сумевший увидеть единство мира, понять и выразить глубинную связь всего, что создано Богом, прочувствовать величие морской стихии и ее непостижимость; с точки зрения жанра элегии можно отметить философский подтекст пейзажной лирики, высокое поэтическое мастерство автора, глубокий психологизм в создании образа лирического героя. Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6187
| |