Баллады Жуковского: общая характеристика
В историю русской поэзии Жуковский вошел прежде всего как «балладник». «Баллада, - писал он, - мой излюбленный род поэзии». С 1808 по 1833 год поэт написал 39 баллад. Для своих произведений он использовал античные («Ахилл», «Кассандра», «Ивиковы журавли»), средневековые («Рыцарь Тогенбург», «Граф Гапсбургский», «Адельстан») и русские («Вадим», «Светлана») сюжеты. Жанр баллады становится ведущим в творчестве Жуковского неслучайно. В традиции сентиментализма баллада - это лироэпическое произведение необычного «легендарно-исторического, фантастического и драматико-героического характера». Именно этот жанр более всего соответствовал романтическому мироощущению поэта. В центре баллад Жуковского – этические проблемы: добро и зло, преступление и наказание, смысл жизни, нравственный долг, совесть, возмездие, счастье. Поэт показывает аморальность власть имущих - богачей, стремящихся преумножить свои богатства, королей и владык, бесчеловечно относящихся не только к отдельной личности, но и к целым народам, рыцарям, ведущим себя не по-рыцарски. Балладный мир Жуковского, многоликий и густонаселенный, лишен внутренней гармонии: нет прочности семейных уз («Замок Смальгольм»), невозможна счастливая земная любовь («Эолова арфа»), нет родственных чувств («Варвик»), нет справедливости в общественном устройстве («Божий суд над епископом»). Герои баллад, забывая о нравственном долге, обуреваемые корыстолюбием, жадностью, ревностью, легко идут на преступления. Преступление и наказание - одна из основных тем баллад Жуковского. Наказание, как правило, не является делом человеческих рук («Три песни» - исключение), оно идет от совести самого человека (добровольно уходят в монастырь герои «Замка Смальгольм»), наказание находится в самой природе (река Авон утопила преступного Варвика, мыши объявили войну епископу), ожидание и страх наказания провоцируют саморазрушение личности. Зло не может торжествовать в мире полновластно, убежден Жуковский, нравственный закон в конце концов восторжествует. Поэтому одним из главных жанровых признаков баллад Жуковского является нравственно-этическое восприятие действительности. Исследователи считают, что новаторство Жуковского-балладника заключается в том, что он сумел использовать скрытые в самом жанре баллады возможности - пластику и музыкальность, ведь баллада произошла от плясовой песни. Поэтому в произведениях поэта музыка стихов имитирует балладные инструменты, а танец становится языком баллад. Неотъемлемое качество баллад Жуковского - «пластически-музыкальный драматизм». Первой балладой Жуковского стала «Людмила» (1808), написанная в подражание «Леноре» Бюргера. Основной мыслью произведения было убеждение в том, что роптать на судьбу - грех. Сюжет баллады романтический: Людмила потеряла жениха и ропщет на судьбу, мольба ее услышана небом, за ней приезжает мертвый жених и увозит ее в могилу. Жуковский, сохранив схему Бюргера, перенес действие в Россию, использовал русскую разговорную и народно-поэтическую лексику. «Людмила» стала откровением для русского читателя, перед которым открылся в живых образах и картинах доселе неведомый мир «романтических ужасов» (кладбище, могильные кресты , гробы, мертвецы, шепот усопших и т.д.) и переживаний несчастной Людмилы, пожелавшей смерти и получившей ее. «Светлана» - самая «русская» из всех баллад Жуковского, в ней чувствуется общая атмосфера «народности», в ней отразились черты национального быта, народные образы, склад речи и форма выражения чувств. Баллада была опубликована в 1813 году в «Русском вестнике» с посвящением младшей сестре Маши Протасовой, юной Сашеньке. В центре произведения - один эпизод из жизни «милой» Светланы - гадание в крещенскую ночь и страшный сон, разрешившийся вполне благополучно. Автор достаточно подробно описывает реалии того мира, в котором живет его героиня (светелка, гадание, встреча с подругами, девичья суета и т.д.), не скрывая своей симпатии к этому праздничному, светлому, тесно связанному с русскими обычаями и традициями образу жизни. Но гораздо больше интересует его внутренний мир Светланы (мечты, надежды, переход от грусти к слезам, а затем к улыбке, трепет ожидания встречи с женихом и т.д.). Жуковский откровенно любуется милой, простодушной девушкой, подчеркивает ее чистоту и очарование, называет ее «моя краса», «радость, свет моих очей». Не случайно поэта стали называть «певцом Светланы». И все же основной пафос баллады откровенно романтический. Условный романтический пейзаж подчеркивает необычайность происшествия: ночь, тусклый свет луны, метель, вьюга, одинокая избушка со светящимися окнами, «черный вран» и «черный гроб», «тайный мрак грядущих дней», голубок «со светлыми глазами», угрожающее соединение с мертвым женихом. Благополучный финал баллады – появление живого и по-прежнему любящего Светлану жениха - не снимает необходимость дидактического наставления. Страшный сон – напоминание о кратковременности настоящего и вечности жизни загробной. Верный своим этическим принципам, Жуковский наставляет свою юную героиню и вместе с ней читателей: смирись, человек, и покорствуй провидению. Светлана не роптала на провидение и поэтому обрела счастье. Любовь в балладе торжествует над смертью. Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 11685
| |